Четверг, 19.09.2024, 05:49
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 19 » Скачать Управление налоговым потенциалом и учет воздействия на него теневого сектора экономики на региональном уровне. Кузнецов, бесплатно
07:47
Скачать Управление налоговым потенциалом и учет воздействия на него теневого сектора экономики на региональном уровне. Кузнецов, бесплатно

Управление налоговым потенциалом и учет воздействия на него "теневого" сектора экономики на региональном уровне

Диссертация

Автор: Кузнецов, Александр Анатольевич

Название: Управление налоговым потенциалом и учет воздействия на него "теневого" сектора экономики на региональном уровне

Справка: Кузнецов, Александр Анатольевич. Управление налоговым потенциалом и учет воздействия на него "теневого" сектора экономики на региональном уровне : диссертация кандидата экономических наук : 08.00.05 Москва, 2006 195 c. : 61 06-8/2221

Объем: 195 стр.

Информация: Москва, 2006


Содержание:

Глава
I Налоговый потенциал регионакак фактор экономической безоиасности
11 Экономическое содержание налогового потенциала, формированиесистемы управления налоговым потенциалом региона -28,2 Налоговый фактор экономической безопасности регионов
13 Классификация налоговых потенциалов регионов России
Глава Н Методы оценки и анализаналогового потенциала региона
21 Анализ методик оценки налогового потенциала регионав зарубежной и отечественной практике
22 Системный подход как методологическая основа формированиястратегии развития налогового потенциала региона
23 Оценка «теневого» сектора экономики как необходимое условиеопределения налогового потенциала региона
Глава HI Механизм управления налоговым потенциалом,воздействия на «теневую» экономическую деятельностьна региональном уровне
31 Основы формирования системы управления и стратегическогопланирования развития налогового потенциала региона
32 Роль правоохранительных органов в деятельности по выявлению,оценке и пресечению криминальной составляющей«теневой» экономики на региональном уровне 123-148Выводы и предложепия

Введение:

Актуальность темы исследования. Межбюджетные отношения между органами власти федерального центра, субъектов федерации и местного самоуправления являются действенным механизмом в разработке и реализации государственной региональной политики.Данные отношения можно представить, как взаимоотношения между органами власти и управления разных уровней, прежде всего по вопросам налоговых и иных поступлений для создания условий сбалансированности бюджетовна каждом уровне, в целях решения поставленных задач социальноэкономического развития страны и регионов, на основе имеющегося на соответствующих территориях налогового потенциала.Одной из основных целей развития межбюджетных отношений являетсяобеспечение устойчивого экономического развития регионов при оптимальномиспользовании их ресурсного и налогового потенциалов.В настоящее время в России насчитывается 29 высокодотационных регионов,финансовая помощь которым из федерального центра превышает половинурасходов их консолидированного бюджета. Вместе с тем долговые обязательства регионов перед федеральным центром к 2004 году составили более 27 млрд.руб. Кроме того, по оценке счетной палаты в 2005 году в консолидированныебюджеты субъектов Российской Федерации не поступили из-за налоговых новаций порядка 100 млрд. руб. Все это требует установления системы нормальных сбалансированных межбюджетных отношений, эффективность которых понашему мнению, во многом зависит от реальной оценки налогового потенциаларегионов России.Необходимо также отметить, что внимание к проблеме налогового потенциала обозначилось достаточно ярко (значительно усилилось) в связи с принятиемв 2001 году постановления правительства Российской Федерации № 888 «Развитие налоговых органов (2002-2004)», в котором определены задачи совершенствования методики определения налогового потенциала субъектов Российской Федерации, планирования распределения доходов бюджетов субъек3там России, совершенствования методологических подходов к определениюналогового потенциала субъектов РФ и участия в планировании доходов бюджетов субъектов России, использования информационных ресурсов различныхведомств для проведения анализа достоверности оценки базы региона и корректировки плановых заданий.Осуществление налоговой, административной реформ, а также реформымежбюджетных отношений требует проведение объективной и точной оценкиспособности регионов РФ мобилизовать и направить в бюджетную системуРоссии налоги и иные платежи, определить величину реальных, а не надуманных потребностей в финансовых ресурсах.Результаты такой оценки необходимы не только для оптимизации использования средств из Фонда финансовой поддержки субъектов РФ, но и для обеспечения максимально возможной финансовой самодостаточности, состоятельности и ответственности регионов Федерации по их социальным и иным обязательствам. Действующие методики такой оценки не совершенны, основаны напредполагаемой связи налогового потенциала региона и его расходных потребностей, с одной стороны, и учета дифференциации расходов консолидированного бюджета субъектов РФ, с другой.Кроме того, отсутствует четкое понимание того, что представляет собой икак определяется налоговый потенциал региона, какая существует связь междуналоговым потенциалом и финансовым потенциалом регионов, между налоговым потенциалом и вводимым в настоящее время налоговым паспортом регионов. Все это отрицательно сказывается на оценке налогового потенциала региона и приводит к искажениям в экономических расчетах.Следует также учитывать, что с проблемой определения налогового потенциала региона прямо и опосредованно связаны вопросы оценки «теневой» экономической деятельности.По нашему мнению, научно-обоснованное определение величины налоговогопотенциала регионов позволит более четко обозначить границы «теневой» экономики регионов, а значит и более четко определить методы борьбы с ней.4В связи с этим представляется необходимым осуществить комплексное исследование категории налогового потенциала регионов, выявить сущность этого понятия, определить факторы его определяющие, методы оценки, резервыроста, возможности оптимизации, прогнозирования развития и управления нетолько в целях улучшения собираемости налогов. Но и в целях повышения общего уровня налоговой культуры, легитимации позитивного налогового поведения, вывода части экономической деятельности из «тени», активизации борьбы с криминальной составляющей «теневой» экономики.Состояние изученности нроблемы. Проблематика налоговых отношений всвоей основе сформулирована классиком политической экономики А.Смитом,только в конце XIX - первой четверти XX вв., но общие положения теории налогов, принципы налогообложения, особенности формирования налоговой ифинансовой систем государства, планирование налогового процесса и контроля, правовое регулирование налоговых отношений — эти и иные вопросы рассматривались многими учеными и практиками в границах экономической науки, включающей отдельное учение о государственных доходах стала предметомисследовательского интереса зарубежных и российских экономистов, таких какА.А.Буковицкий, П.П.Гензель, И.М.Кулишер, В.Н.Твердохлебов, А.Тривус,Н.И.Тургенев, Н.И.Янжул и др. экономистов.Проблематика налоговых отношений разрабатывалась в основном, юридической наукой в рамках теории финансового права и отражена в работахВ.В.Бесчеревных, А.М.Волкова, М.А.Гуревича, Д.Цыпкина и др., что во многом объяснялось снижением роли и значимости налогов в условиях плановойэкономики СССР. Поэтому только в конце 1980-х - начале 2000-х гг., когда внашей стране стали наблюдаться коренные институциональные изменения, связанные с реформированием экономических, политических, иных общественныхотношений, жизнь вновь поставила ученых перед необходимостью вернуться кисследованиям, прямо и опосредованно связанным с проблематикой налогов врусле развития предметного «поля» системы экономических наукЛ.И.Абалкина, Э.В.Автуховича, И.М.Александрова, А.И.Архипова,5А.К.Большакова, М.Гуриева, А.Данкова, И.Евдокимовой, А.Комарова,А.М.Лаврова, Д.С.Львова, А.Д.Мельник, О.Мещеряковой, М.Микулина,Н.Н.Оленева, А.В.Перова, Рябухина, В.Н.Сумароков, И.С.Тихоцкая,Т.Ф.Юткиной, Л.И.Якобсона и др..При этом следует отметить, что научные изыскания в сфере налоговых,бюджетных, финансовых отношений, адекватные экономике переходного периода постсоветской России, по-прежнему результативно ведутся отечественными правоведами К.В.Арановским, М.В.Баглай, А.В.Брызгалиным,Г.А.Гаджиевым, П.В.Герасименко, О.П.Горбуновой, Е.Ю.Грачевой,В.П.Ивановой, Ю.А.Крохиной, В.А.Кулеш, П.П.Кучерявенко, Ю.И.Лейбо,А.А.Мишиным, В.А.Парыгиным, Л.И.Прониной, А.Д.Селюковым,Э.Д.Соколовой, Л.М.Энтиным и др., применяющими системный подход, междисциплинарные методы в областях правовой компаративистики, конституционного права России и зарубежных стран, финансового, бюджетного и налогового права в целях, к примеру, выработки универсальных определений базовыхпонятий указанных дисциплин, закрепления их нормами права, совершенствования категориального аппарата и законодательного механизма налоговобюджетного федерализма.Так как налоговая стратегии и политика «пересекаются» с системами обеспечения экономической и национальной безопасности государства, а в последующем появились работы Р.Ф.Исмаилова, М.П.Марченко, В.П.Салышкова,С.В.Степашина, В.Хмелевского и др. в которых исследуются отдельные стороны указанного «пересечения». С ростом угрозы экономической безопасностигосударства со стороны «теневой» экономики рядом авторов, среди которыхП.Бокун, П.Гутман, И.И.Елисеева, В.М.Есипов, Л.Косалс, Т.Кузнецова,И.Кулибаба, А.Пономаренко, Ю.П.Попов, С.Чебатарев, А.В.Шестаков,Д.А.Шестаков, Ф.Шнайдер, Д.Энсте, А.М.Яковлев и др. раскрывается понятиеи проводится структура «теневой» экономики, проанализированы черты, структура, методы оценки и борьбы с нелегальной и криминальной составляющимиэтого феномена.Таким образом, имеется значительный по объему комплекс научных и иныхработ, посвященных налоговым отношениям, управлению налоговыми ресурсами и борьбе с криминальной составляющей «теневого» сектора экономики.Однако было бы не корректным признавать, что основные теоретические аспекты управления налоговым потенциалом и учета воздействия на него «теневого» сектором экономики на региональном уровне ими в надлежащей степенираскрыты. В большинстве своем выше названные работы посвящены анализуприкладных аспектов предмета исследования, преследуют утилитарные цели(например, как конкретно помочь территориальным налоговым инспекциямулучшить показатели собираемости тех или иных налогов). Вопросы же теоретических его основ относятся к числу наименее разработанных в отечественнойи зарубежной экономической литературе.Нельзя не отметить также отсутствие единого концептуального подхода враскрытии сущности, методологии оценки налогового потенциала региона,формировании системы управления им, адекватных принятым стратегиям, программам социально-экономического развития Федерации и субъектов РФ. Имеются большие резервы в комплексном исследовании методов оценки «теневой» экономической деятельности и вооружении его результатами специалистов налоговых и правоохранительных органов нашего государства в активизации деятельности по вскрытию, пресечению и профилактике ее нелегальной икриминальной составляющих.Общим объектом исследования являются экономические (налоговые) отношения. Непосредствениым объектом - налоговый потенциал регионов России как фактор экономической безопасности государства. Предметом - управление налоговым потенциалом и учет воздействия на него «теневого» сектораэкономики на региональном уровне.Цели и задачи исследования.Цель исследования заключается в разработке общих теоретических подходов к определению налогового потенциала региона, методологических реко7мендациях по выявлению «теневой» экономической деятельности на региональном уровне.Для достижения указанной цели в диссертации решены следующие задачи:выявлены сущность и определены критерии классификации налоговогопотенциала регионов России;раскрыто содержание налогового фактора экономической безопасностирегионов;- проанализированы методики оценки налогового потенциала региона,имеющие место в отечественной и зарубежной практике;- дана характеристика системного подхода как методологической основыформирования стратегии налогового потенциала региона;- проведен анализ оценки «теневого» сектора экономики как необходимогоусловия точного расчета налогового потенциала региона;- определена роль правоохранительных органов в деятельности по выявлению, оценке и пресечению криминальной составляющей «теневой» экономикина региональном уровне на основе использования налогового паспорта региона.Теоретическую основу исследования составляют источники, прямо и опосредованно посвященные научным и прикладным аспектам определения, расчета, анализа факторов развития и управления налоговым потенциалом субъекта федерации, выявлению, оценке «теневого» сектора экономики региона истраны в целом, работе правоохранительных органов по пресечению противоправной, криминальной составляющих «теневой» экономической деятельности.Среди этих источников:- Конституция РФ, федеральные законы, законы ряда субъектов РФ, иныенормативные правовые акты, в том числе нормативные правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти;- монографии, учебники, учебные пособия, диссертационные исследования(А.А.Аслаханова, И.В.Вачугова, А.Ю.Мертарчяна, Н.В.Россинской), статьи впериодике;8- работы иностранных авторов (Д.Гэлбрэйта, П.Друкера, Х.Иши, Г.Мейера,Д.Нэлора, Россеса, Е.Санлея, М.Смарта);- материалы официальной статистики, опубликованные в «Российской газете», иных печатных СМИ. Методологической основой исследования выступают: философские припципы и методы (диалектический, единства исторического и логического,теоретического и практического, восхождения от общего к частному);общенаучные методы (системно-структурный и др.) и специальные методыэкономических наук (экономического анализа, эконометрический.исследования составили: результаты контент-анализапубликаций в периодической печати, прямо и опосредованно посвященных состоянию и тенденциям развития национальной экономики РФ, экономики регионов России, экономической преступности; итоги обобщения данных, взятыхиз отечественной и зарубежной справочно-статистической литературы; результаты анкетирования штатных сотрудников органов внутренних дел; материалырезонансных уголовных дел; опросы и беседы с экспертами, специалистамиРосстата, Росфинмониторинга, ФСБ России, Федеральной налоговой службыРоссии, Счетной палаты РФ, нижней и верхней палат Федеральпого СобранияРФ - Государственной Думы и Совета Федерации.Научная новизна исследования заключается в том, что в нем предпринятапопытка комплексного определения, содержания налогового потенциала региона, обоснование механизма управления им, факторов, обуславливающих егодинамику, а также методов выявления и расчета «теневой» экономической деятельности на региональном уровне.Основные научные результаты исследования, полученные лично автором ивыносимые на защиту, заключаются в следующем:- определены сущность налогового потенциала региона и выявлены механизмы формирования системы управления;- установлены базовые теоретические подходы к определению особенностейналогового фактора экономической безопасности регионов;9- предложены критерии налогового потенциала регионов;определена роль налогового паспорта региона в оценке налогового потенциала;- раскрыты особенности системного подхода как методологической основыформирования стратегии развития налогового потенциала;- уточнены расчеты по определению налогового паспорта региона на основесистематизации и методики оценки «теневого» сектора;- раскрыты роль и значение правоохранительных органов в деятельности повыявлению, оценке и пресечению криминальной составляющей «теневой» экономики на региональном уровне с использованием налогового паспорта региона.Практическая значимость исследования состоит в том, что достигнутыеавтором результаты могут быть использованы как при дальнейшем теоретическом изучении проблематики налогового потенциала региона и «теневой» экономической деятельности, так и в практической работе специалистов Федеральной налоговой службы РФ, штатных сотрудников ОВД, иных правоохранительных органов России.Выводы и предложения, научные положения, сформулированные в исследовании, углубляют теорию налогообложения, теорию экономическойбезопасности, эконометрику, методологию налогового контроля и оперативнорозыскной деятельности ОВД и могут быть использованы в учебном процессе,организованном, прежде всего, в средних и высших профессиональных учебных заведениях экономического профиля МВД России, ФСБ России, другихправоохранительных органов РФ. Итоги исследования могут быть также использованы в научно-педагогической деятельности, при подготовке и чтениилекций, проведении спецсеминаров на курсах повышения квалификации сотрудников указанных органов федеральной исполнительной власти.Структура исследовапия предопределяется целями и задачами диссертации, и включают в себя: введение, три главы, выводы и предложения, списокиспользованной литературы и приложения.10Апробация результатов исследования. Основные результаты, полученные входе исследования управления налоговым потенциалом и учета воздействия нанего «теневого» сектора экономики на региональном уровне, отражены в статьях, опубликованных в журналах «Федерация», «Экономика и финансы», тезисах выступлений на научно-практических конференциях: «Структура современной теневой экономики и методология определения ущерба от ее функционирования», проведенной в 2002 г. на базе Санкт-Петербургского институтаповышения квалификации сотрудников федеральных органов налоговой полиции, а также состоявшихся в 2003-2005 гг. на базе Академии экономическойбезопасности МВД России.и

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 299 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz