Четверг, 19.09.2024, 05:53
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Сентябрь » 1 » Скачать В. Я. Брюсов-журналист в литературно-эстетической борьбе конца XIX - начала XX века.. Клинг, Олег Алексеевич бесплатно
04:02
Скачать В. Я. Брюсов-журналист в литературно-эстетической борьбе конца XIX - начала XX века.. Клинг, Олег Алексеевич бесплатно

В. Я. Брюсов-журналист в литературно-эстетической борьбе конца XIX - начала XX века.

Диссертация

Автор: Клинг, Олег Алексеевич

Название: В. Я. Брюсов-журналист в литературно-эстетической борьбе конца XIX - начала XX века.

Справка: Клинг, Олег Алексеевич. В. Я. Брюсов-журналист в литературно-эстетической борьбе конца XIX - начала XX века. : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.10 Москва, 1981 246 c. : 61 82-10/466

Объем: 246 стр.

Информация: Москва, 1981


Содержание:

В в е д е н и е
Глава I Становление Брюеова-журналиста (середина
90-х - 1903гг)
Глава П Брюсов - "дирижер" "Вееов" (1904-1905гг)
Глава Ш Брюсов - рецензент в литературно-эстетической борьбе 1904-1905гг
Глава 1УБрюсов в "Весах" 1906-1909ггЬ
3 а к л го ч е н и е

Введение:

Ведущая роль В.Я.Брюсова в истории русской культура конца
XIX - начала ХХв."^ связана с тем, что он создал литературно-эстетическую концепцию, во многой определившую судьбу символизма, который, в свою очередь, оказал влияние на развитие литературы
XX века2*.
Как глава одной из школ символизма в России Брюсов развивал и реализовывал свою литературно-эстетическую программу в статьях, рецензиях, заметках, появлявшихся на журнальных и газетных полосах. Это обусловило большое внимание, которое уделял поэт журналистике. В качестве критика, публициста он был сотрудником целого ряда периодических изданий (журналов "Ежемесячные сочинения", "Мир искусства", "Золотое руно", "Искусство", "Аполлон"; газет "Ясский листок", "Прибалтийский край", "Слово", "Утро России") секретарем редакции журналов "Русский архив" и "Но* вый путь", заведующим литературно-критическим отделом "Русской мысли", наконец редактором (фактическим) журнала "Весы"^.
В 1924г. на страницах "Правды" А.В.Луначарский писал о Брюсове: "Он занимал одно из первых мест в русской литературе 90-х и 900-х годов."/В.Я.Брюсов.- В кн.: Луначарский А.В. Собр.соч. в 8 тт. Ы., 1963, т.1, с.430. Даже В.Щербина, оспаривающий разделяемую почти всеми современными советскими исследователями положительную оценку достижений символистской поэзии, признает, что наряду с воздействием на русскую литературу нынешнего века Л.Толстого, А.Чехова и М.Горького сильное влияние на нее оказал символизм, представленный "группой талантливых писателей. - В.Брюсовым, А.Блоком, Е.Бальмонтом, А.Белым" ./(к. : В.Щербина. Пути искусства. М., 1970, с.90/. К этому перечню следует добавить названия иностранных издании (английский журнал "т*. Athen^um", французский
Betiroi "), в которых сотрудничал Брюсов-журналиет, а также русских печатных органов, на страницах которых художник помещал свои стихи и прозу. Первым изданием, предо ставившим на своей полосе место начинающему поэту, была газета "Южное обозрение" (1899г.)* Затем символист печатается в журналах "Почтальон", "Беседа", "Журнал для всех", "Современный мир", "Образование", "Нива".
Столь тесная связь одного из вождей русского символизма с печатью дает возможность говорить о Брюсове-журналисте, понимая под этим его деятельность как критика, автора рецензий, статей, заметок в журналах или газетах, как организатора и редактора ряда периодических изданий, Диссертант полагает, что такой многоплановый подход позволяет достаточно полно охарактеризовать роль Брюсова в литературно-эстетической борьбе последнего десятилетия Х1Хв. и первого - Ив. На современном этапе развития истории русской литература и журналистики, особенно брюсоведения, попытки ограничить исследование участия Брюсова в столкновении эстетических идей начала века анализом его критических статей, по крайне мере, неоправданна Критическая работа линь одна сторона включения символиста в споры начала века о путях развития искусства* Не меньшее воздействие на литературный процесс он оказал как один из организаторов важнейших символистских журналов»
Постановка проблема Брвсов-журналист связана еще и с тем, что поэт был своеобразным теоретиком символизма. Лишь в 90-е гг. он осмысляет проблемы "нового" искусства в работах, которые с полным правом можно назвать теоретическими (большинство из них осталось в архиве художника). В 900-е г г. их становится меньше, а в 1904-1905гг. даже жанр статьи отходит на второй план в деятельности критика. Он обращается, главный образом, к малым жанрам журналистики - рецензиям, заметкам, отчетам и т.д. В них Брюсов осмыслял текущий литературный процесс, разрабатывал и развивал свою литературно-эстетическую концепцию, а также символизма в целом.
Bee это делает необходимым изучение участия Брюсова-журна-листа в литературно-эстетической борьбе своего времени, наиболее активно осуществлявшегося в конце 90-х - начале 900-х гг. Хронологические рамки исследования ограничены двумя десятилетня
• о ми. На них приходится становление и апогей в развитии эстетики Брюсова и символизма. В последующие годы черты эпохи отражали иные литературно-эстетические концепции, иные школы в литературе.
Для достижения цели данного исследования диссертант поставил перед собой следующие задачи. Во-первнх, проследить этапы журналистской деятельности Брюсова. Во-вторых, показать, как в журналистской работе дополнялась литературно-эстетическая концепция самого поэта и литературного направления, одним из вождей которого он был. В-третьих, изучить воздействие Брюсова на современный ему литературный процесс как сотрудника печатных органов ("Русский архив", "Русский листок", "Мир искусства" и др.), одного из организаторов ("Новый путь") и редактора ("Весы") журналов символизма.
В.Брюсов ясно отдавал себе отчет в том, насколько сложен "механизм" работы печатного издания. В связи с этим в исследовании анализируется практика Брюсова-журналиста - вдохновителя периодических органов, оставивших заметный след в системе печати начала ХХв. Другая задача диссертации - выявить связь литературно-эстетической платформы символизма (и шире-брюсовском школы в искусстве) с выбором типа периодического издания.
Так как у Брюсова было особое понимание задач символизма как литературной школы, главенствующее место в его критической деятельности занимали малые жанры журналистики (рецензии, заметки). Через них Брюсов вторгался в споры своего времени о путях развития искусства* В исследовании рассмотрена практика Брюсова-рецензента в контексте "диалога" литературных направлений конца XIX - начала ХХвв., диалога не всегда мирного.
Одна из задам работы - выяснить характерные черты критической деятельности поэта, имевшей большое значение в выработке нового подхода к анализу явлений литератур! (поэтики как части науки о литературе)*
Научная новизна исследования определяется самой постановкой I и разработкой проблемы Брюсов-журиаяист в литературно-эстетической борьбе конца 90-х - начала 900-х гг. Данная работа - одна из первых попыток изучить деятельность Брюсова-журналиста, начиная от его первых шагов на поприще журналистики и кончая редактированием журнала "Весы". Как правило, одни предшествующие исследователи изучали критическое наследие поэта вне связи литературного процесса и журналистики, другие выбирали определенный аспект в нем либо ограничивались анализом выступлений Брюсова в одном печатном органе* В диссертации предпринята попытка выявить воздействие поэта на современные ему журналистику и литературный процесс как главы поэтической школы с собственной литературно-* эстетической концепцией, как участника и редактора важнейших ряда изданий, со страниц которых декларировались "манифесты" этой школы, как ведущего критика своего времени.
Диссертант впервые рассматривает эволюцию В.Брюсова в связи с этапами развития Брюсова-журналнета. Это позволило не только свести воедино литературную и журналистскую деятельность поэта, но и установить общие закономерности в развитии русской журналистики начала ХХв.
Вопросы типологии периодического издания, его литературного и общественного направления, особенности эстетических воззрений редактора и основных сотрудников, анализ журналистского мастерства критиков всегда были в поле зрения историков русскей журналистики. Однако, как правило, эти вопросы изучались в отрыве друг от друга. Диссертант счел необходимым при исследовании деятельности Брюсова-журнаднста обратиться к целому комплексу выше обозначенных проблем, связанных с существованием журнала, что помогло выявить принципы выбора тина периодического издания и проследить процесс его становления*
Подход к разработке темы можно обозначить как историко-ти-пологический. Он позволил выявить частные и общие закономерности в развитии журналистики и литературного процесса конца XIX -начала ХХвв. Диссертант учитывает достижения современной науки в области истории и теории литературы, журналистики исследуемого периода. Особое значение придается работам советских брюсове-дов. Учтены исследования, посвященные вопросам философии, эстетики, критики.
Небольшой перечень работ, связанных с изучением деятельности Брюсова-журналиста и периодических изданий символизма открывает статья Д.Максимова "Новый путь"1^ (1930г.). В ней впервые была воссоздана история петербургского журнала, выявлено его направление, изучены социальные и эстетические воззрения его главных идеологов. Однако Брюсов в указанном исследовании не является объектом пристального внимания автора. Вступительная статья Д.Максимова к публикации писем В.Я.Брюсова к П.П.Перцову 1901-1906гг.^ также не могла осветить все стороны взаимоотношений петербургской редакции и московского поэта.
Предпринятое в середине 70-хгг. Д.Максимовым совместно с К.Азадовским первое научное и уникальное по исполнению исследование истории журнала "Весы"^, результаты которого учтены диссертантом, не закрыли дальнейшее изучение как истории самого журнала, так и роли в их организации Брюсова. Это касается, в пер
В кн.: Евгеньев-Макснмов В. и Максимов Д. Ез прошлого русской журналистики. Статьи и материалы. I., 1930, с.332—254. Максимов Д. Валерий Брюсов и Новый путь. - Литер.наелед. М., 1937, т.27-28, с.276-279.
Азадовскнй К.М. и Максимов Д.Е. Брюсов и "Весы"/К истории издания/.-Литер.наелед. Валерий Брюсов. М., 1976, т.85, с.257-324. вую очередь, исследования роли Брюсова-журналиста в литературно-эстетической борьбе начала ХХв. Участию Брюсова в "Бесах" посвящена небольшая по объему и научному материалу, но широко заявленная статья Ю.Панняна "Критическая деятельность Брюсова в журнале "Весы"^. Следует отметить ряд других работ советских исследователей, в которых для характеристики литературного процесса начала ХХв, привлекались критические выступления Брюсова и других символистов на страницах "Весов"^. Журнал "Веен" и критическое наследие Брюсова были предметом исследования зарубежных литературоведов^.
Критическая деятельность Брюсова конца XIX - начала XX вв. также была в поле зрения исследователей. В работах этого плана, как правило, преследовалась цель дать общее представление об эволюции Брюсова-жржтгаа4' либо выявить точку зрения символиста по поводу конкретной проблемы из истории русской литератур! до Молодой научный работник. Научные исследования, сер.общ. на^к, /на армянском и русском языках/. Ереван, 1966, №4, с.94-101. Ю.Панияну принадлежат ряд суждений о сотрудничестве Брюсова в "Русской мысли" /См.: Брюсов - критик в журнале "Русская мысль" - В кн.: Брюсовские чтения 1971 года. Ереван, 1973, е.580-595/. Муратова К.Д. Возникновение социалистического реализма в русской литературе. Л., 1966, с.164-200; Соловьев Б« "Весы" или "Коран московских упадочников". - В его кн.: От истории к современности, М., 1973, с.140-181.
Вытженс Гюнтер В, Значение журнала "Весы" для истории русской литературной критики.- ьпшкыа.'[ XufAcfa.
KLvii\fZrsit(btcS Cojro?6ria&. VhiJUeofbO. 2.-Ч Ъ Горницкая Н.С. Бшсов-крнтнк. - В кн.: История русской критики. М.-Л., 1958, т.2, с.629-645; Кулешов В.1. Преодоление символизма Брюсовым и Блоком. - В кн.: Кулешов В.И. История русской критики ХУШ-Х1Х веков. М., 1978. с.442-456; Шароева Т. Наследие В.Брюсова-критнка. - Литературное обозрение, 1973, Р 12, с.79-81; Анчугова Т. Некоторые особенности критики В.Я.Брюсова в 1900 - начале 1910 годов. - Научные доклады высшей школы. Филологические науки, 1972, № 2, с.15-24: Максимов Д. Брюсов-кри-тик. - В кн.: Брюсов Валерий. Coop.соч. в 7 тт. М., 1975, т.6, с.5-23. октябрьского периода • В семидесятые годы защищена кандидатская диссертация Т.Анчутовой "Брюсов-критик в I900-I9I7 годах". Небольшая часть критического наследия, собранная самим поэтом в книге "1911г. "Далекие н близкие" (как писал критик в предисловии, она составляет первый из четырех томов задуманных к изданию статей и рецензий) стала предметом внимания этой работы^
По сравнению с критической стороной деятельности Брюсова меньше изучалась его редакторская работа*^,
В диссертации в качестве источника исследования использованы:
1. Статьи, рецензии, проявления деятельности Брюсова-жур-налиста в других жанрах, а также его теоретические работы.
2. Критическое наследие поэта, оставшееся в ajjxHBe.
3. Комплекты журналов и подшивки газет, в которых сотрудничал Брюсов.
4. Теоретические и критические работы ведущих деятелей символизма, других литературных направлений; выступления критиков основных печатных органов, представлявших литературно-эстетические концепции рубежа веков.
5. Мемуарная литература (как опубликованная, так и оставшаяся в архивах).
6. Эпистолярное наследие Брюсова*, сотрудников ряда периодических изданий, писателей символистского окружения в архивах ГБЛ СССР им.В.И.Ленина, ЦГАЛИ СССР, ИМЛИ им.М.Горького АН СССР.
7. Произведения русских писателей и поэтов конца XIX - начала XX вв.
Анчугова Т.В. Брюсов-критик в I900-I9I7 годах. Дисс. канд.филол.наук. И., 1978.
• • •
W- 27, с.74-91.
Изучая столь сложные явления русской литературы и журналистики конца XIX - начала ХХв., автор работы опирается на марксистский метод исследования, в котором главное - ленинские принципы партийности и историзма*
Ф.Энгельс, внимательно следивший за ходом общественного развития в России, писал в 1895г. Г.Плеханову: ". в такой стране, как ваша, где ••• одновременно представлены все промежуточные стадии цивилизации, не приходится удивляться возникновение самых невероятных и причудливых идей.В.К.Ленин социально-экономическое положение России начала ХХв. характеризовал лаконичной формулой: ". самое отсталое землевладение, самая дикая 2 деревня - самый передовой промышленный и финансовый капитализм! Эти положения раскрывают суть противоречивых тенденций в эволюции В.Брюсова, символизма как литературного направления и всей русской буржуазной культуры дооктябрьского периода.
Особое методологическое значение для диссертанта имеют леУ нинские работы о либерализме, природе идеализма, легальной печати. х х х
В России конца XIX - начала XX вв. сложилась система легальной печати', в которой можно выделить круг изданий, зани
Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т.39, с.344.
Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.17, е.40.
См.: Бсин Б.И. Русская легальная пресса конца Х1Х-нача-яа XX века. - В кн.: Из истории русской журналистики конца XIX-начала ХХв. М., 1973, с.З-об; Бсин В.И. Русская дореволюционная газета. М., 1971: Махонина С.Я. Русская легальная журналистика XX века /1900-февраль 1917гг./. М. 1980; Окороков А.З. Октябрь и крах русской буржуазной прессы. М», 1970; Бережной А.Ф. Русская легальная печать в годы первой мировой войны, д., 1967. мавшихся вопросами литературы и искусства. Хотя в 1894г. в стране выходило 785^, а в 1900г. - 1002*^ журналов и газет, этот круг изданий не широк. В первую очередь, в него входят "толстые" общественно-политические и литературные журналы. Все более активно вторгались в жизнь литературы и искусства газеты. Как отмечал Б.Есин, .игнорировать роль ежедневной и еженедельной печати в литературоведческих трудах становится все трудней"^. Тем не менее, качественный скачок газетной критики, по мнению диссертанта, произошел в десятые годы XX в* (бесспорно, были исключения из правила - критическая деятельность М.Горького в "Нижегородском листке", "Курьера" начала 900-х годов). Литературная политика большинства ежедневных изданий была эклектична, поэтому столкновение ведущих эстетических идей конца XIX - начала XX в. происходило в основном на страницах "толстых" журналов. Следует отметить, однако, что и ежемесячники не только в общественно-политическом, но в связи с этим и в литературном отношении выражали противоречивые тенденции. К тому же к реалистическому искусству тяготели как журналы "легального марксизма" ("Новое слово", "Жизнь", "Начало"), общедемократического направления ("Журнал для всех", "Мир божий")t так и неонароднические ("Русское богатство"), либерально-буржуазные издания ("Вестник Европы", "Русская мысль").
В свою очередь, многим ведущим критикам того времени были присущи особенности эстетических воззрений, не всегда совпадающие в деталях с линией их печатных органов, на страницах которых они выступали. Так, поздний народник П.Якубович из "Русского богатства" полагал в 900-е годы, что реализм исчерпал себя, этой Есин Б.И. Русская легальная пресса конца XIX-начала XX века., с.7.
Цифра любезно предоставлена Махоннной С.Я. Есин Б.И. Чехов-журналист. М., 1977, с.63. же точки зрения придерживались примыкавшие к легальному марксизму А.Богданович и М.Неведомекий^.
И все же представляется целесообразным говорить об изданиях, в литературно-критических отделах которых происходило зарождение принципов социалистического реализма и становление нового в эстетике реализма ("Новое слово", "Жизнь", "Журнал для всех", "Мир божий", "Образование", газеты "Курьер", "Нижегородский листок"). Ярко выраженная литературно-эстетическая концепция позднего народничества была присуща "Русскому богатству" (в меньшей степени "Русской мысли"). Наконец,эстетическая программа символизма (а шире - модернизма) в "Северном вестнике", "Мире искусства", "Новом пути", "Весах", "Искусстве", "Золотом руне", "Аполлоне". Особое место занимают в этой своеобразной "подсистеме" печати охранительные (монархические) издания типа "Русского вестника", на страницах которых в равной степени не принималось творчество Горького, писателей демократического направления и искания символизма.
Однако это размежевание русской журналистики в вопросе о путях развития искусства произошло лишь на стыке веков. В середине 90-х годов у символистов не было своего печатного органа."Инстинкт прирожденного организатора, полководца, не мыслящего себя без армии. подсказал В.Брюсову, что новое направление в искусстве должно заявить о себе в периодическом издании, которое заняло бы свое место в системе печати России конца XIX - начала ХХв.
Путь поэта от "молодого скандадиста"^до "классика, которого М.Г.Петрова. Эстетика позднего народничества. - В кн.: Литературно-эстетические концепции в России конца XIX-начала XX в. М., 1975, с.153. Тагер Е.Б. Возникновение модернизма. - В кн.: Русская л™раЖонца XIX-начала^ века. Девяностые годы. М.,
Соловьев С.М. Воспоминания о Валерии Брюсове. - ГБЛ, ф.696 /Соловьева С.М./,карт.З, ед.хр.7, л.1. /Рукопись расшифрована и вводится в научный обиход впервые/. изучают в гимназии" шел параллельно с другим: от журналиста, отверженного всеми журналами и газетами в 90-е гг.,до заведующего литературно-критическим отделом солидной феской мысли" в 1910г. По мнению диссертанта, каждый шаг Брюсова на поприще журналистики был предопределен интересами символизма как школы и литературно-эстетической концепцией ее вдохновителя. Этапы эволюции Брюсова-журналиста, связанные с эволюцией Брюсова-поэта и теоретика искусства, раскрываются в главах работы. В 1907г. М.А.Волошин иронизировал по этому поводу в письме к Брюсову /См,: ГБД, ф.38о /Брюсова В.Я./, карт.80, ед.эф. 34, л.21./

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 261 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz