Четверг, 19.09.2024, 20:22
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 8 » Скачать Византийская традиция понимания человека в русской религиозной философии. Исаева, Виктория Викторовна бесплатно
07:50
Скачать Византийская традиция понимания человека в русской религиозной философии. Исаева, Виктория Викторовна бесплатно

Византийская традиция понимания человека в русской религиозной философии

Диссертация

Автор: Исаева, Виктория Викторовна

Название: Византийская традиция понимания человека в русской религиозной философии

Справка: Исаева, Виктория Викторовна. Византийская традиция понимания человека в русской религиозной философии : диссертация кандидата философских наук : 09.00.03 Тверь, 2006 154 c. : 61 07-9/21

Объем: 154 стр.

Информация: Тверь, 2006


Содержание:

1 ВВЕДЕНИЕ
Глава
I ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В УЧЕНИЯХ ВОСТОЧНЫХ ОТЦОВ ЦЕРКВИ
11 Представления о взаимоотношениях человека и Бога в святоотеческой традиции
12 Место и роль человека в Космосе в представлениях восточных Отцов Церкви Трансляция космологических представлений восточных Отцов Церкви на византийский социум Жизненный идеал византийца в восприятии восточных Отцов Церкви ОТРАЖЕНИЕ СВЯТООТЕЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ ПОНИМАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Глава II
21 Тема византизма в русской философии
22 Традиция святоотеческого антропоцентризма в русской философии
23 Человек в контексте Космоса в русской философии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Современная ситуация в России, характеризуемая кризисным состоянием духовных основ общества, сменой ценностных ориентиров выявляет необходимость обращения к проблеме человека как главной и конечной ценности и цели развития всего бытия. Потребность осмысления цели человеческой жизни, роли человека в историческом процессе, подлинных ценностей человеческого бытия обусловили обращение к уже имеющемуся историкофилософскому наследию с целью выявления смысла и ценностей, которые в нем потенциально заложены и могут быть актуальны для современной действительности. Актуализация на современном этапе человеческой проблематики определяет особую значимость обращения к византийскому духовному наследию, воспринятому и переосмысленному русской религиозной философией. Актуальность исследования. Осмыслению феномена человека, цели его существования, места человека в мире принадлежит центральное место в творчестве русских философов конца XIX первой половины XX века. В своем рефлексивном осмыслении проблемы человека русские мыслители активно привлекали опыт византийской антропологии. Интерес русских философов к византийскому духовному наследию обусловлен тем, что судьбы России и Византии на мировоззренческом уровне оказались связаны с принятием Русью православия, что открыло возможность ознакомления с византийской культурой, В Византии сложилась определенная культурная парадигма представлений о мироустройстве, обусловленная православным вероисповеданием, которая не исчезла с падением Константинополя, а оказалась востребованной русской культурой. Важное место в этой культурной парадигме, или византизме, принадлежало осмыслению феномена человека. Византийское понимание человека, в силу своей актуальности и ментальной значимости, представляло интерес для русских религиозных философов. Обращаясь к творчеству византийских философов и богословов, русские мыслители стремились преодолеть мировоззренческий кризис, связанный с дискредитацией материалистического рассудочного понимания мира. Опираясь на византийскую традицию и интерпретируя ее, философы конструировали свое понимание человека, выстраивали глобальные концепции оправдания бытия, активным творческим центром которых был человек. Актуальность исследования русской религиозной философии, с точки зрения выявления в ней византийской традиции понимания человека, определяется рядом следующих факторов. Современная ситуация видоизменения ценностного сознания сближает нас с первой половиной XX века, с наследием великих русских мыслителей, которые пытались в условиях разрушения привычной им картины мира найти устойчивую основу человеческого существования. В современном секуляризованном российском обществе также ощущается кризис ценностной системы. Это во многом, связано с историческими реалиями последнего столетия, когда в России дважды происходила кардинальная смена ценностного вектора. На современном этапе развития вновь оказались потрясены духовные основы общества. Присутствие в современном российском обществе состояния духовной растерянности, смятенности делает актуальным обращение к русской философии конца XIX первой половины XX века, которая для решения современных ей проблем привлекала опыт православной византийской традиции. Актуальность темы обусловлена обращением к византийской традиции как возможности нравственного возрождения, потенциального источника оздоровления современной духовности, содержащего необходимые нравственные установки. Такая позиция позволяет вспомнить о том, что главной и конечной ценностью развития общества, культуры, всего бытия является человек. Высокое призвание человека в универсуме, как богоподобного существа, обладающего морально-нравственной ответственностью, сформулированное в святоотеческой традиции и развитое русскими философами конца XIX первой половины XX века, в современном российском обществе может служить тем идеалом, той необходимой целью, к которой имеет смысл стремиться. Многие современные исследователи констатируют, что современный человек нуждается в решительных и существенных изменениях. Ему нужно вернуться к самому себе, к полноте своего развития, к своей гуманной сущности, жизненной истинности, простоте и человечности. Идеи византизма о внутренней, духовной активности, о приоритете духовно-нравственного развития человека, о приоритете социально-духовного, соборного бытия перед бытием чисто экономическим, наличие идеала, совершенства, к которому необходимо стремиться могут быть востребованы современным обществом как необходимые жизненные основания. Таким образом, византизм как система морально-нравственных принципов, может быть воспринята как возможный вариант духовного возрождения, через обращение социума к своему богатому духовному наследию. В условиях процесса глобализации представляется, что византизм, за которым стоит комплекс выработанных на протяжении столетий и мировоззренчески значимых представлений о мире и человеке, может являться средством национальной самоидентификации, препятствуя размыванию самобытных культурных ценностей. Степень разработанности проблемы. Анализ философско- исторической литературы выявил наличие двух аспектов разработанности проблемы. Во-первых, это исследования, посвященные византийской культурноисторической реальности, в частности, византизму как ядру, квинтэссенции византийской культуры. Византийская культура в своем многообразии стала предметом интереса русских и зарубежных исследователей. Российская византинистика, складывающаяся как особая отрасль науки в 30-х годах XIX века, обогатилась за более чем полтора века исследованиями различных сторон византийского историко-культурного процесса. Впервые интеллектуально-насыщенное осмысление византийской культуры, византизма проявилась в рефлексии многих русских философов XIX первой половины XX века над судьбами православной России/ В своих размышлениях они обращались к истокам русского православия, сформировавшегося в недрах византийской культуры. Для них было характерно отождествление византийской культуры с византизмом. Русским философам было присуще цельное восприятие этой культуры, ее положительная оценка, попытка выделить характерные черты византийской культуры, уловить духовный настрой. Историческая ситуация в России в начале XX века препятствовала естественному развитию русской религиозной философии. Однако русские мыслители, эмигрировав из России, продолжали свои философские изыскания зарубежом. Для философов эмигрантов характерно наличие связующей нити с русской философией XIX века. Они продолжали философский анализ православного мировоззрения, наследия византийской культуры. Русские философы до и послеоктябрьского периода активно обращались к византийскому философско-богословскому наследию, в том числе принимая и переосмысливая понимание византийскими мыслителями человека. Для советского периода обращения к византийской культуре более характерен интерес к социально-экономической истории Византии. Социально-экономические предпосылки развития, имеющие, безусловно, важное значение, возводились в ранг рещающих. Для многих советских исследований было характерно преобладание объективных закономерностей развития, находивших отражение в классовой борьбе, смене социальных формаций. Тем самым принижалась роль человеческого, субъективного фактора в процессе развития культур. Вместе с тем, определенные парадигмы мышления исследователей советского времени по византийской, и шире, православной куль- Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984; Хомяков А.С. О старом и новом. М., 1988; Леонтьев К.Н.Византизм и славянство// Византизм и славянство. М., 2001; Флоровский Г. Восточные Отцы Церкви. М., 2003. Мейендорф И. Византия и Московская Русь. Париж, 1990; Бердяев Н.А. Судьба России.// Византизм и славянство. М., 2001; Лосский Н.О. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991. Сюзюмов М.Я. Историческая роль Византии Византийский вестник, 1960, .№9; Каждан А.П. Византий* ская культура. СПб., 1997; Курбатов ГЛ. История Византии. М., 1984; Курбатов ГЛ., Фролов Э.Д.., Фроянов И.Я. Христианство: Античность, Византия, Древняя Русь. Л., 1988; Удальцова З.В. Византийская К7льт>ра. М., 1988; Успенский Б.А. Избранные труды: в 2-х томах. М., 1994.следует упомянуть исследования П.П. Гайденко, А.А. Еремичева, С. Хоружего и др. В то же время, до сих пор не существует самостоятельных монографических исследований, рассматривающих проблему человека в русской религиозной философии как отражение византийской традиции. Теоретическая неразработанность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования, объектом которого явилась проблема человека в русской философии, а предметом понимание человека в учениях восточных Отцов Церкви как источника философской антропологии в русской философии. Цель и задачи исследования. Целью исследования является изучение влияния святоотеческой традиции понимания человека на русскую философскую антропологию. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: выявить святоотеческое понимание взаимоотношений человека и Бога в византийской культуре; раскрыть византийскую традицию понимания роли и места человека в Космосе; исследовать взаимоотношения человека и социума в Византии как перенос космологических представлений на социальную сферу; определить жизненный идеал византийца в понимании восточных Отцов Церкви; проанализировать специфику обращения к теме византизма в русской культуре, в особенности в философской и культурологической мысли; раскрыть понимание человека в русской философии как воспроизведения и интерпретации концепции святоотеческого антропоцентризма; Гайденко П.П. Владимир Соловьев и философия серебряного века. М., 2001; Еремичев А.А. Три свободы И. Бердяева. М., 1990; Хоружий С. Исихазм как пространство философии//Вопросы философии. 1995, №5.изучить космическое понимание человека в русской религиозной философии как воспроизведение его осмысления в византийской традиции. Источники исследования в соответствии с заявленной темой распадаются па две части. Во-первых, к источпикам относятся сочинения восточных Отцов Церкви, в которых представлены их взгляды на человека, составляющие основу византийской антропологии. Среди них следует особенно выделить творения Василия Великого, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина и др. Во-вторых, в круг источников входят сочинения русских философов, таких как П.А. Флоренский Н.А. Бердяев", И.О. Лосский, Н. Булгаков и др., в которых отразилась и интерпретировалась византийская традиция понимания человека. Методологические основы диссертации определяются особенностями исследуемых представлений о человеке, сложившихся в византийской культуре и их отражения в сочинениях русских философов, самой структурой работы, В диссертационном исследовании были применены общенаучные методы исследования: системный подход, герменевтическая стратегия анализа, структурный, сравнительно-исторический, проблемно-тематический и другие методы исследования. Структура и основное содержание диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем диссертации -154 страницы. Василий Великий. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Б.М., 1993; Григорий Нисский. Об устроении человека. СПб, 1995; Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений святого Иоанна Златоуста. М., 1991; Максим Исповедник. Богословские и мистические трактаты. Творения преподобного Максима Исповедника. М., 1993; Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М., 1992. "Флоренский П.А. Избранные статьи//Оправдание космоса. Спб., 1994. Бердяев Н.А. Русская идея О России и русской философской культуре. М.: Наука, 1990; он же. Русская идея. Судьба России: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. М., 2000; он же. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994; он же. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. Париж, 1972; он же. Человек. Микрокосм и макрокосм. Русский космизм. Лосский Н.О. Очерк мистического богословия восточной церкви. Догматическое богословие. М., 1991; он же. Бог и мировое зло. М., 1994; он же. Свобода воли.// Избранное. М., 1991. Булгаков Н. Философия хозяйства. М., 1990; он же. Душа социализма.// Русский космизм. М., 1994 и др.Во Введении обосновывается актуальность темы диссертации, характеризуется степень ее научной разработанности, определяется цель и задачи, раскрывается научная новизна, методологическая и практическая значимость исследования.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 220 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz