Четверг, 19.09.2024, 05:52
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 29 » Скачать Влияние успешности досуговой деятельности старшего подростка на статусное положение в группе сверстников. Жукова, Татьяна бесплатно
03:57
Скачать Влияние успешности досуговой деятельности старшего подростка на статусное положение в группе сверстников. Жукова, Татьяна бесплатно

Влияние успешности досуговой деятельности старшего подростка на статусное положение в группе сверстников

Диссертация

Автор: Жукова, Татьяна Валериевна

Название: Влияние успешности досуговой деятельности старшего подростка на статусное положение в группе сверстников

Справка: Жукова, Татьяна Валериевна. Влияние успешности досуговой деятельности старшего подростка на статусное положение в группе сверстников : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.05 Москва, 2006 138 c. : 61 06-13/1738

Объем: 138 стр.

Информация: Москва, 2006


Содержание:

Введение
Глава 1 Проблема влияния досуговой деятельности на статусное положение подростка в современных психолого-педагогических исследованиях
Специфика и содержание подросткового досуга
Возможности досуговой воспитательной системы в формировании личности подростка
Досуговая деятельность как фактор повышения статусного положения подростка в группе
Глава 2
Экспериментальное исследование влияния досуговой деятельности на статусное положение подростка в группе
Взаимосвязь содержания досуговой деятельности подростков и их статусного положения в группе сверстников
Психолого-педагогические условия влияния досуговой деятельности подростка на статусное положение в группе

Введение:

Актуальность исследования. В настоящее время социокультурная ситуация в стране характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни - утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства детей и подростков, существенным сокращением финансовой обеспеченности культурно-досуговых учреждений.
Организация продуктивной досуговой деятельности, использование подростками свободного времени тесно связаны с общей культурой, образованием, развитием духовного потенциала, сущностных сил и художественно-творческих способностей. Являясь частью свободного времени, досуг привлекает подростков его нерегламентированностыо и добровольностью выбора его различных форм, демократичностью, эмоциональной окрашенностью, возможностью сочетать физическую, интеллектуальную, творческую, созерцательную и игровую деятельность. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни многих подростков.
Досуговая деятельность подростков по своему содержанию разнообразна и тесно связана со становлением личности, так как это деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного подростка, так и группы в целом. Именно поэтому она может удовлетворять самые разнообразные интересы ребенка в свободное время, что позволяет рассматривать ее, как духовное пространство для расширения возможностей вхождения подростка в культуру.
Создавая необходимые условия для самовоспитания, самообразования и самореализации личности, досуговая деятельность является для подростка специфической средой, важной как для его творческого развития, социализации, становления жизненного опыта, так и для повышения уровня самооценки, улучшения межличностных отношений в коллективе сверстников.
Подростковый досуг во многом закладывает в подростке необходимые привычки и умения, которые затем будут всецело определять его отношение к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается первый опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение значимых целей, реализующих свои жизненные программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие подростка, его удовлетворенность своим свободным временем.
Именно в подростковом возрасте досуговая деятельность приобретает особое значение, отвечая притязаниям и потребностям подростков, давая им реальную возможность проявить творческую самостоятельность, почувствовать свою индивидуальность, что при соответствующей организации обеспечивает оптимальные возможности активного личностного воспитательного воздействия, в наибольшей степени учитывающего новую социально-экономическую направленность российского общества.
Вместе с тем современное состояние образования порождает противоречия между: возрастающими требованиями времени к формированию творческой, инициативной личности и отсутствием системы специальной педагогической работы в сфере досуга, обеспечивающей этот процесс; уже имеющимся опытом многолетней работы в данном направлении и отсутствием научно-обоснованных механизмов использования его в массовой практической деятельности; необходимостью интеграции учебной и культурно-досуговой деятельности в интересах развития личности подростка и недооценкой роли последней в системе взаимоотношений в подростковых группах.
Сама история становления и развития культурно-досуговой деятельности дает очень много материала для ее совершенствования. Однако теоретическое осмысление этой сферы, начатое еще Н.К.Крупской, Е.И.Медынским, С.Т.Шацким, не получило достаточно последовательного развития в отечественной науке и только в работах современных исследователей (Е.В.Бондаревская, А.К.Бруднов, Б.З.Вульфов, О.С.Газман, М.Б.Коваль, С.В.Сальцева, А.И.Щетинская, Е.А.Леванова и др.) был проведен глубокий анализ различных аспектов (внешкольной) досуговой деятельности детей.
К настоящему времени в науке имеется значительный объем теоретических и практических знаний по вопросам «человека культуры», которые можно использовать для постановки и решения исследуемых нами проблем вхождения подростка в культуру и содержательного использования им своего свободного времени.
Определенное влияние на использование свободного времени детей оказали философские и эстетические труды, высказывания педагогов, писателей и общественных деятелей прошлого: В.Г.Белинского, А.И. Герцена, Н.А. Добролюбова, U.K. Крупской, В.А. Сухомлинского, JI.H. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, С.Т. Шацкого и других.
Большое значение придается организации досуговой деятельности в научных трудах отечественных педагогов и психологов: В.В.Абраменковой, В.Г.Бочаровой, Н.А. Ветлугиной, А.И.Вишняк, А.Д.Жаркова, А.В.Каменец, И.П.Клемантович, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, И.П. Сакулиной, В.И.Тарасенко, Б.А.Титова, В.М. Чижикова и др. Их исследования свидетельствуют, что социально значимое времяпрепровождение имеет большое значение для культурного развития ребенка в процессе разнообразных деятельностей, выбранных им самим.
Проблемы взаимоотношений в подростковых группах, формирование личных предпочтений, статусного положения подростков в группе сверстников освещены в работах Е.М.Дубовской, И.В.Дубровиной, ЯЛ.
Коломинского. РЛ.Кричевского, М.Е.Сачковой, Д.И.Фельдштейна и др. ученых.
В то же время специально не рассматривались в научных исследованиях проблемы взаимосвязи содержания и эффективности проведения подростками своего досуга и их статусного положения в группе сверстников. Недостаточная разработанность обозначенной проблемы и стремление определить пути разрешения вышеперечисленных противоречий обусловили выбор темы нашего исследования «Влияние успешности досуговой деятельности старшего подростка на статусное положение в группе сверстников», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого-педагогические условия эффективности проведения досуговой деятельности, способствующие повышению статуса подростка в группе сверстников.
Цель исследования: научно обосновать психолого-педагогические условия эффективности проведения досуговой деятельности, способствующие повышению статуса подростка в группе сверстников.
Объектом исследования является досуговая деятельность как фактор формирования статусного положения подростка в группе сверстников.
Предмет исследования: процесс влияния досуговой деятельности на статус старшего подростка в группе сверстников.
Гипотеза исследования: эффективность влияния досуговой деятельности на статусное положение подростка в группе сверстников определяется следующей совокупностью психолого-педагогических условий:
• формирование статусного положения в группе сверстников базируется на методологических подходах к подростковому возрасту как сензитивному периоду воспитания культурных потребностей средствами досуговой деятельности;
• одним из основных факторов повышения статусного положения подростка в группе сверстников является активное участие его в культурнодосуговой деятельности, что способствует развитию положительных качеств для улучшения межличностных отношений в коллективе сверстников;
• при организации досуговой деятельности учитываются возрастные и психологические особенности подростков, проявляющиеся не только в познавательной, творческой деятельности, но и в системе межличностных отношений;
• все формы досуговой деятельности направлены на достижение единой цели образовательно-воспитательного процесса;
• целенаправленно формируется ценностно-смысловое отношение к досуговой деятельности.
Задачи исследования.
1. Охарактеризовать современные подходы к организации и содержанию культурно-досуговой деятельности подростков.
2. Проанализировать возможности досуговой деятельности как фактора формирования статусного положения подростка в группе сверстников.
3. Выявить взаимосвязь содержания досуговой деятельности подростков и их статусного положения в группе.
4. Обосновать психолого-педагогические условия эффективности проведения досуговой деятельности, способствующие повышению статуса подростка в группе сверстников.
Методологическую основу исследования составляет принцип целостного и системного подхода к рассмотрению и изучению научных теорий и идей: философские положения о социальной деятельности и индивидуально-творческой сущности личности; о развитии личности, особенности духовной жизни ребенка, процессов врастания его в культуру; педагогическое осмысление вопросов детства и его субкультуры; философские и педагогические концепции свободного времени и досуга как феномена культуры и образования; современные педагогические теории по проблеме культурно-досуговой деятельности подростков и др.
Теоретической основой построения исследования стали:
• психолого-педагогические идеи и концепции о сущности и природе человека как субъекта деятельности и отношений (Ю.К.Бабанский, Л.И.Божович, И.Ф.Гербарт, А.Дистервег, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, С.Л.Рубинштейн, К.Д.Ушинский, В.Д.Шадриков и др.);
• идеи о ведущей роли деятельности как источника формирования личности (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Н.К.Крупская, А.Н.Леонтьев, А.С.Макаренко и др.); теории развития личности (А.Г.Асмолов, А.В.Петровский, И.И.Резвицкий, В.И.Слободчиков, Д.И.Фельдштейн и др.);
• психолого-педагогические исследования в области становления личности и процессов самоопределения ребенка (А.А.Бодалев, Ю.П.Ветров, У.Глассер, В.С.Ильин, Е.А.Климов, И.С.Кон, Е.И.Маликина, А.В.Мудрик, Г.П.Ников, В.Ф.Сафин, В.Франкл, Г.И.Щукина и др.);
• философские идеи о развитии личности, особенности духовной жизни ребенка, процессы врастания его в культуру (Г.С. Батищев, Л.П. Буева, А.И. Буров, Л.С. Выготский, Л.Н. Коган, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев и др.);
• педагогическое осмысление вопросов детства и его субкультуры, формирование культуры ребенка (О.С. Газман, Ж.О. Каневская, Л.С. Колмагорова, В.Т. Кудрявцев, А.С. Макаренко, М. Мид, В.И. Слободчиков, P.M. Чумичева, С.Н. Щеглова, Д.Б. Эльконин, Э. Эриксон);
• психологические теории развития личности ребенка, вопросы социально-личностной ориентации образования, изучение проблем ведущих видов деятельности школьников (Н.А. Бердяев, II. П. Блонский, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.Ф. Виноградова, JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, С.А. Козлова, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова, В.И. Петрова, А.В. Петровский, Ж. Пиаже, С.Д. Рубинштейн, А.И. Савенков, Д.Б. Эльконин и др.);
• современные концепции развития дополнительного образования детей (Е.В.Бондаревская, А.К.Бруднов, И.А.Зимняя, М.Б.Коваль и др.);
• философские и педагогические концепции свободного времени и досуга как феномена культуры и образования (Н.А. Ветлугина, Г.А. Евтеева, А.Д. Жарков, Г.Е. Зборовский, С.Н. Иконникова, Н.К. Крупская, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Г.П. Орлова, Э.В. Соколов, В.А. Сухомлинский, В.М. Чижиков, С.А. Шмаков, В.А. Ядов);
• культурно-досуговая деятельность детей и подростков и современные педагогические теории по данной проблематике (В.В.Абраменкова, М.И. Болотова, В.Г. Бочарова, Н.А. Ветлугина,
A.И.Вишняк, А.Ф. Воловик, А.Д. Жарков, А.В. Каменец, В.И. Кислицкий, Т.С. Комарова, Е.А. Леванова, Л.Н. Михеева, Т.М. Полевая, В.Т. Сергеев,
B.И. Тарасенко, Б.А.Титов, Ы.Н. Тихоненков, В.М.Чижиков);
• социально-культурная среда и зависимость между качеством проведения досуга и уровнем педагогической культуры родителей (А.И. Афанасьев, И.В. Бестужев-Лада, В.Н. Вершинин, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Волков, Л.В. Загик, О.Л. Зверева, С.А. Козлова, Т.С. Комарова);
• взаимоотношения в подростковых группах, формирование личных предпочтений, статусного положения подростков в группе сверстников (Е.М.Дубовская, И.В.Дубровина, Я.Л.Коломинский, Р.Л.Кричевский, М.Е.Сачкова, Д.И.Фельдштейн и др.).
Методы исследования. Теоретические: теоретический анализ философской, социально-психологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме. Эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, методы педагогических измерений (тестирование, анкетирование, наблюдение, анализ результатов учебной деятельности), изучение опыта использования свободного времени подростков и организации культурно-досуговой деятельности, методы количественной и качественной обработки данных.
База исследования. Основная научно-исследовательская работа осуществлялась в общеобразовательных школах г.Москвы(№137,№1504). Исследованием были охвачены учащиеся 9-ых-11-ых классов общеобразовательных школ; родители, педагоги, классные руководители. В исследовании принимало участие 1300 подростков, 1300 родителей, 100 учителей.
Исследование проводилось в несколько этапов:
Первый этап (2001-2002 гг.) - поисково-аналитический - изучение современного состояния проблемы. В результате были определены основные направления и исходные параметры данного исследования, его предмет, задачи, рамки и границы, методология и методы, понятийный аппарат и гипотеза.
Второй этан (2002-2005 гг.) - опытно-экспериментальный - позволил выявить взаимосвязь содержания досуговой деятельности подростков и их статусного положения в группе, а также обосновать психолого-педагогические условия эффективности проведения досуговой деятельности, способствующие повышению статуса подростка в группе сверстников.
Третий этап (2005-2006 гг.) - обобщающий - связан с коррекцией и формулировкой выводов, полученных на предыдущих этапах, с систематизацией и обработкой результатов, их апробацией и внедрением, а также с публикацией результатов исследования и оформлением диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
• охарактеризованы современные подходы к организации и содержанию культурно-досуговой деятельности подростков;
• обоснованы возможности досуговой деятельности как фактора формирования статусного положения подростка в группе сверстников;
• выявлена взаимосвязь содержания досуговой деятельности подростков и их статусного положения в группе;
• обоснованы психолого-педагогические условия эффективности проведения досуговой деятельности, способствующие повышению статуса подростка в группе сверстников: формирование статусного положения в группе сверстников базируется на методологических подходах к подростковому возрасту как сензитивному периоду воспитания культурных потребностей средствами досуговой деятельности; одним из основных факторов повышения статусного положения подростка в группе сверстников является активное участие его в культурно-досуговой деятельности, что способствует развитию положительных качеств для улучшения межличностных отношений в коллективе сверстников; при организации досуговой деятельности учитываются возрастные и психологические особенности подростков, проявляющиеся не только в познавательной, творческой деятельности, но и в системе межличностных отношений; все формы досуговой деятельности направлены на личностное развитие подростка; целенаправленно формируется ценностно-смысловое отношение к досуговой деятельности.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит принципиальные изменения в теоретическое представление о возможностях организации досуговой деятельности как фактора формирования статусного положения подростка в группе сверстников. В исследовании представлена характеристика психолого-педагогических условий повышения эффективности данного процесса.
Прогнозируемый потенциал данного исследования обусловлен принципиальной возможностью организации па его основе дальнейшего изучения эффективности досуговой деятельности и ее места в общей системе дополнительного образования; основных направлений организации досуга и его развития в образовательных учреждениях различных типов; влияния эффективности проведения подростком досуга на межличностные отношения со сверстниками.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе его проведения результаты обеспечивают возможности для эффективного проведения досуговой деятельности, способствующие повышению статуса подростка в группе сверстников. Разработана методика диагностики взаимосвязи успешности проведения досуга и положения подростка в системе межличностных отношений со сверстниками.
Научные идеи, представленные в диссертации могут быть использованы при разработке и проведении семинаров, тренингов, деловых игр, круглых столов и других форм профессионального обучения и развития индивидуальных качеств личности педагогов-психологов системы общего и дополнительного образования, а также для подготовки учебных пособий и методических разработок по данной проблематике.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Сущностью подросткового досуга является творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) подростков в свободной для выбора занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированной внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).
2. Характеристика подросткового досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления - как личностные, так и общественные, поскольку культура досуга - это, прежде всего, внутренняя культура личности, предполагающая наличие определенных личностных свойств (любознательность, увлеченность, организованность и др.), которые позволяют содержательно и с пользой проводить свободное время.
3. Успешность проведения подростком досуга является одним из факторов формирования его статусного положения в группе сверстников, и потребность в определенном положении среди одноклассников становится доминирующим мотивом в поведении и учебе, сказывающимся на результативности процесса обучения и связано с личностными особенностями развития в данный возрастной период.
4. Эффективность влияния досуговой деятельности на статусное положение подростка в группе сверстников определяется следующей совокупностью психолого-педагогических условий:
• формирование статусного положения в группе сверстников базируется на методологических подходах к подростковому возрасту как сензитивному периоду воспитания культурных потребностей средствами досуговой деятельности;
• одним из основных факторов повышения статусного положения подростка в группе сверстников является активное участие его в культурно-досуговой деятельности, что способствует развитию положительных качеств для улучшения межличностных отношений в коллективе сверстников;
• при организации досуговой деятельности учитываются возрастные и психологические особенности подростков, проявляющиеся не только в познавательной, творческой деятельности, но и в системе межличностных отношений;
• все формы досуговой деятельности направлены на достижение единой цели образовательно-воспитательного процесса;
• целенаправленно формируется ценностно-смысловое отношение к досуговой деятельности.
Достоверность и обоснованность результатов исследования и его выводов обусловлена методологическими и теоретическими исходными позициями, тщательным анализом состояния проблемы в теории и практике, опорой на теоретические положения, получившие раскрытие и обоснование в трудах педагогов-исследователей, использованием комплекса методов педагогического исследования, отвечающих целям и задачам работы, количественным и качественным анализом ее результатов.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных школах г.Москвы (№137, №1504).
Основные результаты, ведущие положения диссертации представлялись на международной научной конференции «Проблемы правовой и психолого-педагогической защиты детей и подростков» (Москва, 2005 г.), научно-практических конференциях Московского педагогического государственного университета (ежегодно), получили одобрение на методологических семинарах кафедры педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 239 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz