Четверг, 19.09.2024, 05:49
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Август » 15 » Скачать Высшее профессиональное образование по туризму за рубежом. Петрунь, Инна Борисовна бесплатно
06:22
Скачать Высшее профессиональное образование по туризму за рубежом. Петрунь, Инна Борисовна бесплатно

Высшее профессиональное образование по туризму за рубежом

Диссертация

Автор: Петрунь, Инна Борисовна

Название: Высшее профессиональное образование по туризму за рубежом

Справка: Петрунь, Инна Борисовна. Высшее профессиональное образование по туризму за рубежом : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.08 Сочи, 1998 230 c. : 61 98-13/839-8

Объем: 230 стр.

Информация: Сочи, 1998


Содержание:

Введение
Глава Социальный заказ на высшее профессиональное образование по
1 туризму за рубежом
11 Социально- культурные, экономические и технологические характеристики современной индустрии туризма
12 Становление понятийно-терминологического аппарата туризма
13 Роль высшего образования в профессионализации туризма 4 Качественные характеристики социального заказа на высшее профессиональное образование по туризму
Глава Комплексный анализ высшего профессионального образования по
2 туризму за рубежом
21 Возникновение и развитие высшего образования по туризму за рубежом
22 Комплексный подход к моделированию высшего образования по туризму
23 Профессиографический подход к постановке учебных задач в высшем профессиональном образовании по туризму
24 Подходы к проектированию содержания программ высшего профессионального образования по туризму
25 Подходы к разработке структурных и процедурных характеристик программ высшего образования по туризму

Введение:

Актуальность исследования. На современном этапе туристская индустрия не уступает ни одной сфере мировой экономики в отношении потенциала рабочих мест, налоговых поступлений, темпов роста и других показателей, констатирующих весомый вклад туристского сектора в устойчивость культурной, социальной, экономической жизни стран и регионов. Между тем, обозначившийся на рубеже нового тысячелетия парадокс между расширением интеграционных процессов в туристской индустрии и усилением конкурентной борьбы на мировых туристских рынках определяет повышение профессионализма кадров как одну из наиболее актуальных стратегий конкурентоспособности отдельных туристских организаций, регионов и всей индустрии в целом. В этой связи проблемы качества профессионального образования по туризму приобретают все более значимый характер и привлекают внимание многих зарубежных исследователей. Однако, факт усиления глобального спроса на подготовку специалистов для сферы туризма сосуществует с неопределенностью параметров и путей достижения должного качества такой подготовки. При этом наличие за рубежом большого удельного веса теоретических материалов и проведение многосторонних дискуссий по отдельным проблемам стандартизации качества высшего профессионального образования по туризму не компенсирует отсутствие комплексного анализа истоков, проблем и тенденций, характеризующих полувековой опыт и непрерывный поиск качества в зарубежных академических средах туризма, что затрудняет целостное осмысление туризма как комплексной сферы профессиональной деятельности, а также практическое системное проектирование практики вузов на современном уровне требований. Главное противоречие исследования заключается в том, что высокий уровень развития отрасли туризма и полувековой опыт высшего профессионального образования по туризму за рубежом не отражены в педагогической теории в виде целостной концепции, в которой были бы выявлены и обобщены тенденции, подходы и пути достижения необходимого качества подготовки кадров, что представляется значимым как для формирования высшего профессионального образования по туризму, так и для развития туристской индустрии в России.
В свете названного противоречия представляются актуальными следующие проблемы: Каковы тенденции развития туризма как профессиональной сферы деятельности? В какой степени понятийно-терминологический аппарат туризма соответствует стратегическим целям развития образования? В чем и как проявляется специфика спроса на подготовку кадров? Как соотносятся с требованиями индустрии подходы, принятые конкретными европейскими вузами? Каковы и как взаимосвязаны процессы формирования области знания о туризме и исторического становления высшего образования по туризму за рубежом? Какова структура базового компонента образования по туризму? Каковы подходы к проектированию и сценарии адаптации наиболее перспективных подходов в моделировании российских программ высшего профессионального образования по туризму в свете обозначившихся на национальном, региональном и межрегиональном уровнях процессов стандартизации качества?
Следует отметить, что за рубежом в русле поставленных вопросов проведен ряд глубоких исследований. Наиболее значимый вклад в анализ проблем изменений в социально-экономической сфере туризма, оказывающих влияние на формирование новых требований к подготовке профессиональных кадров индустрии, сделан Всемирной Туристской Организацией и Всемирным Советом Путешествий и Туризма. Под их эгидой проводятся международные конференции, разрабатываются и публикуются аналитические и статистические материалы, выработаны общие рекомендации. В последние годы форумом науки и образования выступает Европейская Ассоциация Образования по Туризму и Отдыху "АТЛАС". Обозначенной тематике посвящаются статьи многих научных журналов. Исследования Д. Джафари, Т. Баума, К. Купера, Н. Леипера, С. Медлика, В. Миддлтона, Э. Файос-Сола, Д. Эари, других зарубежных ученых по проблемам содержания высшего профессионального образования по туризму составляют методологическую основу зарубежной профессиональной педагогики. Концепции Д. Эари, Д. Джафари, К. Купера, Н. Леипера, Р. Милла, А. Моррисона, Г. Ричардса и Д. Трайба являются основным вкладом в эпистемологию туризма. Тенденции формирования профессиональной общности в сфере туризма выявляются в настоящем диссертационном исследовании на основе изучения работ Е. Блетза, И. Флеминга, Г. Ричардса и по результатам консультаций с экспертами по разработке квалификационных стандартов для профессий в сфере туризма в Великобритании - В. Миддлтоном, К. Холлоувеем, Д. Эари, и в Нидерландах - X. Волтерманном. Проблеме формирования профессиональной и социальной ответственности кадров туристской сферы уделяется особое внимание в многочисленных исследованиях по устойчивому развитию туризма.
Опыт зарубежного высшего профессионального образования по туризму привлекает в последние годы особенное внимание отечественных вузов в связи с введением новых программ подготовки по туризму. Однако, комплексному анализу профессиональной подготовки для этой сферы на уровне высшего профессионального образования до сих пор практически не было уделено внимание в отечественной педагогике. Предпосылкой к преодолению указанного дефицита является обширный опыт отечественной науки в исследовании философских, социологических, психологических аспектов профессиональной подготовки кадров для социокультурной сферы, представленный в трудах Б.Г.Ананьева, А.В.Брушлинского,
A.А.Вербицкого, Л.С.Выгодского, Б.С.Гершунского, В.В.Давыдова, И.И.Ильясова, А.А.Кирсанова, Г.А.Китайгородской, А.Н.Леонтьева, Н.Д. Никандрова, А.В.Петровского, Ю.Г.Татур, Ю.С.Тюнникова, Д.Н. Узнадзе,
B.Д. Шадрикова и др. Изучению зарубежных систем образования посвящены труды Л.И. Гурье, И.И.Жилинскаса, Е.И.Бражник, Е.А.Ленской, Н.Д. Никандрова, других ученых. Анализ отдельных проблем современного туризма представлен в работах А.Ю. Александрова, М.А. Ананьева, В.Г.Гуляева, Г.П.Долженко, Д.К.Исмаева, В.А.Квартального, Г.В.Яковенко и др.
Развитие образования по туризму отражает процесс становления туризма как междисциплинарной области знания. Первые программы подготовки кадров по туризму создавались на базе факультетов по гостиничному бизнесу, географии, экономике. 1990-е гг. ознаменовались в Европе особенно бурным увеличением количества факультетов по туризму, в эти же годы знание о туристском бизнесе постепенно обрело собственную форму в так называемом "корпусе знания" о туризме, официально признанном в Великобритании и обсуждаемом на общеевропейском уровне. Однако, социальные, психологические, культурологические проблемы туризма привлекли внимание зарубежных исследователей сравнительно недавно, что указывает на начало нового витка в развитии знания о туризме и сопровождается интеграцией образовательных программ по туризму и отдыху. Обращение отечественной социальной педагогики и психологии к различным аспектам туризма безусловно станет основой и ценным вкладом в партнерские взаимодействия академических сообществ Запада и Востока.
В то же время, как показывает зарубежный опыт, стремительное накопление эмпирических знаний о туризме приводит к возрастающему разнообразию подходов к проектированию методологических, теоретических и практических составляющих профессионального образования по туризму. Кроме того, выбор стратегий усовершенствования подготовки кадров для туризма обусловлен спецификой национальных образовательных систем, различными условиями и уровнями развития местных индустрий туризма и их секторов, различиями в историческом становлении вузов и программ по туризму, спецификами социокультурных сред, что затрудняет социализацию знания и превращение его в оперативный инструмент развития туризма.
В плане практического сотрудничества российских и зарубежных вузов в образовании по туризму существующее многообразие подходов к построению и осуществлению программ усложняет выбор достойных партнеров и направлений совместной сетевой работы. Очевидна потребность в обобщении теоретических идей, проблем и тенденций развития высшего профессионального образования по туризму за рубежом с целью преодоления неопределенности в выборе стратегий активного вовлечения российской высшей школы, науки и производства в процессы глобализации туризма.
Цель настоящего исследования - сравнительный анализ высшего образования по туризму как целостного явления, определение характера особенностей и наиболее прогрессивных способов обеспечения качества высшего образования по туризму.
Объектом исследования является высшее профессиональное образование по туризму в европейских странах.
Предмет исследования включает целевые, содержательные, структурные, процессуальные, организационно-управленческие характеристики европейского высшего профессионального образования по туризму.
Задачи исследования:
1. Выявить специфику современного социального заказа на высшее профессиональное образование по туризму на основе анализа социальных, культурных, экономических тенденций развития глобальной туристской отрасли.
2. Адаптировать и ввести в отечественный научный оборот принятый на международном уровне понятийно-терминологический аппарат туризма.
3. Определить основные тенденции и действенные подходы в европейском высшем профессиональном образовании по туризму, нацеленные на повышение качества подготовки кадров.
4. Обобщить характеристики зарубежного высшего профессионального образования по туризму, соответствующего современным требованиям, и предложить сценарий их адаптации в отечественной организационно-педагогической практике с целью повышения конкурентоспособности российской индустрии туризма.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный принцип объективности, системный и личностно-деятельный подходы к изучению педагогических явлений, концепция устойчивого развития туризма, идеи формирования личности, становления профессионала, методология управления всеобщим качеством, концепция контекстного обучения. В исследовании использованы методы исторического и системно-структурного анализа, а также общенаучные методы: моделирование, анализ, синтез, обобщение. Изучение зарубежного опыта осуществлялось путем анализа теоретических работ, публикаций, посредством личного наблюдения и технического участия в программах стандартизации образования.
Исследование проводилось в три этапа. Первый этап исследования (1994-1996гг) состоял в изучении и анализе деятельности зарубежных вузов. Был собран необходимый материал для определения и сопоставления основных компонентов различных учебных планов, образовательных и учебных программ по туризму нескольких ведущих европейских вузов. На втором этапе исследования (1996-1997гг) был проанализирован большой объем научной литературы, статистических данных по проблемам требований к качеству подготовки кадров; изучался педагогический опыт Нидерландского Института Туризма и Транспортных Исследований. Были использованы и личные консультации с ведущими специалистами других европейских вузов, с профессиональными служащими различных предприятий туризма. Результативным оказалось участие автора в работе группы экспертов Ассоциации Европейского Образования по Туризму и Транспорту АТЛАС, что позволило глубже осознать специфику процесса развития знания о туризме в Европе, раскрыть генезис современных подходов, применяемых в проектировании содержания и процессов стандартизации высшего образования по туризму на региональном уровне.
Третий этап исследования (1997-1998г.) был посвящен проверке и уточнению данных, полученных в ходе второго этапа, внедрению приобретенного знания в практику через техническое и косвенное участие в трех программах стандартизации высшего профессионального образования по туризму: на национальном уровне - в качестве технического эксперта по программе "Укрепление учебной базы индустрии туризма в России" TACIS EDRUS 10/95; на региональном уровне - в качестве наблюдателя на рабочих встречах ассоциации АТЛАС, проектирующей общеевропейский учебный план по туризму и отдыху; и на межрегиональном уровне - в качестве контактного лица и переводчика в международном сотрудничестве СГУТиКД со Всемирной Туристской Организацией по направленною методологии качества образования по туризму TEDQUAL. Постоянные контакты с ведущими экспертами по стандартизации образования по туризму в Нидерландах, Великобритании, Ирландии, Франции, Румынии, Польше, Болгарии, Венгрии дали возможность переосмыслить наработки и выводы второго этапа, адаптировать понятийно-терминологический аппарат туризма, включая тезаурус профессионализации.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что 1) понятийно-терминологический аппарат туризма приведен в соответствие со стратегическими целями развития высшего профессионального образования; 2) вскрыты объективные факторы формирования профессиональной общности туризма, и в этой связи предложена параметрическая схема для квалификационного описания профессионального поля туризма, включая разделы "сектора", "функции организаций и предприятий", "уровни ответственности и профессионализма". Схема имеет принципиальное значение для проведения маркетинговых и прогностических исследований; 3) выполнена спецификация характеристик и противоречий глобализации туризма, обуславливающих разнообразие стратегий развития высшего профессионального образования по туризму; 4) сопоставлены принципы стандартизации высшего профессионального образования по туризму на национальном, региональном и международном уровнях, показаны возможности многовариантности стандартизации с учетом тенденций и показателей глобализации, локализации и своеобразия профессиональной компетентности; 5) выявлен комплекс наиболее прогрессивных европейских идей и подходов к проектированию высшего профессионального образования и на их основе предложена таксономия взаимосвязанных целевых, содержательных, структурных, процессуальных, организационно-управленческих характеристик построения образовательных программ по туризму; 6) составлен нормативный перечень навыков, знания, установок, необходимых специалистам по туризму.
Практическая значимость исследования. Работа закладывает основы для дальнейших исследований по проблемам высшего профессионального образования по туризму. Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых квалификационных и образовательных стандартов по туризму, учебных планов высшего и дополнительного профессионального образования, при разработке содержания профессиональных и специальных дисциплин. Проведенное исследование позволило скорректировать и направления международного сотрудничества Сочинского Государственного Университета Туризма и Курортного Дела.
Достоверность исследования обусловлена выбором методологических позиций, широтой и разнообразием источниковой базы по отдельным аспектам предмета исследования. Большое значение для исследования имел метод непосредственного наблюдения. Достоверность подтверждается научной апробацией результатов исследования и отмечается в отзыве ведущих консультантов от Нидерландского Института Туризма и Транспортных Исследований.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования докладывались на Португальской международной конференции ассоциации "АТЛАС" по региональному развитию туризма (г.Порто, 1997г.), на международной конференции "Международное университетское сотрудничество в области образования, науки и культуры в уральском регионе" (г.Уфа, 1997г.), на международной конференции "Проектирование инновационных процессов в социокультурной и образовательной сферах" (г. Сочи, 1998г.)
Материалы и результаты исследования использованы группой по разработке концепции документа, принятого Первым Всероссийским Туристским Конгрессом (г. Сочи, 1998г.).
На базе полученных результатов разработаны программа и дидактические материалы по курсу "Международные стандарты туристского образования" для слушателей ФПК при СГУТиКД. Определены способы интегрированного включения результатов исследования в предметы общегуманитарного, общепрофессионального и специального цикла.
Автор исследования является представителем пилотного вуза и техническим экспертом по программе "Укрепление учебной базы индустрии туризма в России", координатором по формированию сетевой работы "Черноморская образовательная сеть по туризму" в рамках международной программы устойчивого развития туризма в Черноморском регионе, что непосредственно подтверждает практическое внедрение результатов и рекомендаций исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1 .Наиболее характерными особенностями высшего профессионального образования по туризму за рубежом являются: широкопрофильная фундаментальная подготовка, междисциплинарность, углубленная специальная подготовка по конкретным профессиональным задачам, с учетом интересов студентов, интеграция теоретической подготовки и опыта работы студентов на предприятиях отрасли.
2.Качество высшего профессионального образования будет соответствовать современным требованиям повышения профессионализма в туризме при условии развития многоуровневой системы образования, разработанной на основе новых квалификационных стандартов, специальных маркетинговых исследований и прогноза на национальном уровне. Составление современных образовательных стандартов и программ по туризму с опорой на достижения европейского высшего профессионального образования предполагает:
1) отражение миссии и целей высшего профессионального образования;
2) использование понятийно-терминологического аппарата туризма, принятого на международном уровне;
3) учет основных тенденций в развитии европейского высшего профессионального образования по туризму (многовариантность стандартизации, глобализация, диверсификация, демократизация, гуманизация), современных подходов к построению образовательных программ (маркетинговая ориентация, консультации в части базового содержания, выявление существующего дефицита профессиональных знаний, умений и навыков, формулировка задач по формированию не только знаний, умений и навыков, но и установок, усиление междисциплинарных связей и развитие проблемного обучения, выбор преимущественно интерактивных форм и методов обучения, многоуровневая структура развития профессиональной квалификации, сочетание широкопрофильной и углубленной специальной подготовки);
4) учет перечня секторов туризма;
5) проектную реализацию параметрической схемы для квалификационного описания профессионального поля туризма.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 215 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz