Четверг, 19.09.2024, 05:52
Электронный каталог
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Главная » 2014 » Июль » 22 » Скачать Жизненное пространство и время как фактор и форма самособирания человека. Хаерова, Юлия Геннадьевна бесплатно
21:20
Скачать Жизненное пространство и время как фактор и форма самособирания человека. Хаерова, Юлия Геннадьевна бесплатно

Жизненное пространство и время как фактор и форма самособирания человека

Диссертация

Автор: Хаерова, Юлия Геннадьевна

Название: Жизненное пространство и время как фактор и форма самособирания человека

Справка: Хаерова, Юлия Геннадьевна. Жизненное пространство и время как фактор и форма самособирания человека : диссертация кандидата философских наук : 09.00.11 / Хаерова Юлия Геннадьевна; [Место защиты: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина] Казань, 2008 173 c. : 61 08-9/183

Объем: 173 стр.

Информация: Казань, 2008


Содержание:

Глава 1 Эвристическая значимость исследования жизненного пространства и времени человека
§1 Сущность пространства и времени как человеческих жизненных форм
§2 Культурно-исторический анализ представлений о пространстве и времени человеческой жизни
§3 Поиск жизненного пространства и времени человека в ситуации постмодерна
Глава 2 Пространственно-временные основания жизненного мира человека: диалектика социального и человеческого Оо
§1 Социально-культурный мир как место проживания человека: совместность и современность людей как необходимые условия общественной жизни
§2 Жизненный мир как родина (дом) жизненных пространств и времен
Глава 3 Собирание себя в человека в жизненном пространстве и времени -
§1 Автопоэзис как принцип «живой жизни» человека: феномен современности
§2 Эон-атоп и хронотоп: два способа «прочтения» жизни человека

Введение:

Актуальность темы исследования.В настоящий период наблюдается глубинное изменение характеристик пространства и времени. Современную ситуацию, вслед за А.В. Ахутиным, можно определить как поворотное время, время концов и начал, «состояние после конца, но до начала»1. Важным критерием отличия настоящей эры «текучей современности» от предшествующей эры «тяжелой» современности 3. Бауман называет пространство и время.Пространство и время человека выстраиваются в процессе общения и, по сути, являются социальными категориями. С их специфической формой связан способ включения человека в социально-культурный мир. Однако сегодня людям сложно быть современниками, трудно выстраивать пространство совместности для диалога - ослабла гравитация духа времени, распалась единая картина мира. Проблемой оказывается само существование, жизнь человека.Так, в наше время все труднее «родиться», «быть молодым», «стареть», «не стоять на месте» и «не отставать от жизни». Актуализируются темы одномерности, смерти человека, хроноцида (убийства времени), виртуальной реальности, потери человеком метафизического измерения вечности и бесконечности. Социальность оказалась не в состоянии выполнять функцию источника совместности и современности людей. Для поиска этого источника требуется обращение к первоосновпым, на наш взгляд, формам пространства и времени - к пространству и времени человеческого бытия.Для человека актуальна жизнь в двух измерениях: в подлинном (бытийственном) и неподлинном. Но тогда в каких формах пространства и времени человек подлинно живет, где его истинное, живое пространство-время 1 Ахутин А.В. Поворотные времена / А.В. Ахутин. - СПб: «Наука», 2005. - (Серия «Слово о сущем»). - 6. жизни? В связи с этим актуальна специфическая постановка проблемы жизненного пространства и времени человека.В экзистенциальном отношении проблема жизненного пространства и времени человека проявляется в феномене потерянного, во времени и пространстве, ситуативного, частичного, одномерного человека, живущего «сегодняшним днем» - неистинной, мертвой жизнью, замкнутого на самом себе, утратившего связь с реальностью, не видящего в ней свое место, существа без будущего и прошлого, неспособного овладеть существующими формами пространства и времени жизненного мира и собрать их в целое.Для современности характерно усиление действия социальных сил (даже свободное время во многом не принадлежит самому человеку, а захватывается социальностью; рабочее и домашнее пространство-время сливаются в одно).Социальные институты, реклама, язык, идеология в различных своих проявлениях пытаются собрать человека извне. Ему лете поддаться внешней • сборке, чем противостоять ей и самому создавать себя. Однако человеку, чтобы Л быть и оставаться человеком, необходимо самому прикладывать усилия для собирания. От него самого требуется самостоятельный интенциональный акт ' «заботы о себе» (М. Фуко). Вероятно, той областью, где возможно самособирание человека, и является пространство и время его жизни. Поэтому мы исследуем внутреннее жизненное пространство и время человека в связи с автопоэтическими способами построения самого человека как целого.Обладая большим эвристическим потенциалом, концепт жизненного пространства и времени человека заключает в себе смыслосодержащие ориентиры, позволяющие по-новому (через темпоралыю-спациальный анализ) взглянуть на жизнь человека и становление личности в социальности, а тематизация проблемы собирания человека в жизненном пространстве и времени - раскрыть ценностные аспекты принципов человеческого существования.Конкретизацией анализа пространства-времени человеческой жизни становится в этом плане гуссерлианское понятие жизненного мира. Жизненный мир, с нашей точки зрения, продуктивно рассматривать как социальный феномен. Именно в таком качестве он может стать источником конституирования внутреннего мира человека. Анализ пространства и времени жизни человека через выявление социальной основы жизненного мира представляется нам наиболее перспективным способом исследования. Находясь на пересечении проблемных областей социальной философии, философской антропологии и онтологии, исследование приобретает особую жизненную значимость в условиях современного обострения проблематики человеческого существования.Степень разработанности проблемы.Долгое время в философии не фиксировалось внимание на жизненном пространстве и времени человека как на отдельной, самобытной форме пространства-времени, имеющей свои специфические особенности. На наш взгляд, проблема жизненного пространства и времени человека оказалась малоразработанной прежде всего потому, что пространство и время традиционно относились к понятиям онтологического дискурса как объективные, независимые от человека внешние границы человеческого. В нашей работе мы рассматриваем пространство и время еще и как имманентные формы жизни человека, как продукты человеческого конструирования.Новаторским является исследование жизненного пространства-времени человека как формы и результата автопоэзиса. б Пространственно-временной подход к исследованию социальных явлений приобретает все большую значимость, предоставляя обширный инструментарий исследования, способствующий раскрытию новых оттенков социальной реальности. Жизненное пространство и время человека находится в методологическом поле многих областей знания, в сфере различных ценностно-целевых ориентации. Однако не осуществлялись попытки синтезировать, по принципу дополнительности, различные модели пространства-времени - не найдено их общее основание, что позволило бы показать их частными случаями универсального жизненного пространства-времени человека.Исследование в заявленном нами аспекте опирается на рассмотрение жизни как автономного целого представителями философии жизни. Но жизнь берется нами не как безличное первоначало и особая субстанция, как ее понимали, например, Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей, О. Шпенглер, А. Шопенгауэр, а жизнь как конкретная, человеческая «действующая жизнь», жизненный мир человека (Э. Гуссерль). Гуссерлианская линия осмысления нашла отражение в работах М. Хайдеггера и феноменологов - М. Мерло-Понти, Г. Башляра, Э. Левинаса и др.Понятия жизненного пространства и времени человека активно используются в социальной философии, психологии, культурологии, антропологии, геополитике и т.д. Проблематика пространственно-временной оценки мира и человека, социокультурной обусловленности категорий пространства и времени затрагивалась в работах 3. Баумана, М.М. Бахтина, Ж. Бодрийяра, В.И. Вернадского, П.П. Гайденко, Ж. Делеза, И. Канта, К. Леви-Стросса, Б.В. Маркова, Л.А. Микешиной, X. Ортеги-и-Гассета, А. Смирнова, А. Дж. Тойнби, Н.Н. Трубникова, М. Фуко, О. Шпенглера. Социальная пространственность человеческого бытия представлена в работах Г. Башляра, П. Бергера, П. Бурдье, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Э. Левинаса, Т.' Лукмана, П.А. Сорокина, А. Филиппова. Временной аспект человеческой жизни в различных его проявлениях исследовался Аврелием Августином, Аристотелем, Ф. Гваттари, Ж. Делезом, И. Кантом, М.К. Мамардашвили, Платоном, О. Розенштоком-Хюсси, М. Фуко, М. Хайдеггером, В.Г. Щукиным, М. Эпштейном.Объект исследования - пространство и время как категории человеческой жизни.Предмет исследования - жизненное пространство и время как фактор человеческой жизни и одновременно результат самособирания человека в жизненном мире.Цель диссертационной работы - социально-философский анализ жизненного пространства и времени как фактора и формы события самособирания человека через выявление темпорально-спациального измерения жизненного мира. Для реализации поставленной цели исследования необходимо решить следующие теоретические задачи: - критически исследовать представления о пространстве и времени и рассмотреть культурно-исторический процесс овладения пространством и временем, выявив тем самым эвристическую значимость исследования жизненного пространства и времени человека; - выявить диалектику социальной сферы и жизненного мира, обнаружив недостаточность существующего подхода к социальности как оторванной от жизненного мира человека; - раскрыть значение феномена жизненного мира как «дома» всех возможных форм пространства и времени, «родины» человеческой культуры и места культурного рождения каждого конкретного человека; - подвергнуть анализу сущностные характеристики понятия «хронотоп» М.М. Бахтина, выявив границы применения данного понятия, в том числе при исследовании жизни человека; - выявить специфику способа самособирания (автопоэзиса) человека в жизненном пространстве и времени как формы проживания человеком настоящей, «живой жизни» в событии совместности и современности.Методологические основания исследования. На наш взгляд, в своих крайних формах традиционный социально-философский подход применительно к проблеме жизненного пространства и времени человека может быть нацелен преимущественно на исследование социального и культурно-исторического пространства и времени и тем самым выносить за скобки конкретную жизнь человека, а философско-антропологический подход при анализе может уводить от социальной реальности. Мы пытались избежать этих крайностей и осмыслить жизнь человека как единство культурно-общественного и личностно-человеческого пространства-времени.В диссертации нашли применение методы и принципы топологического и темпорального анализа бытия человека в его классической (Аристотель, Платон, Августин, Р. Декарт, И. Кант), феноменолого-экзистенциалистской (М. Хайдеггер, М.К. Мамардашвили, О. Розеншток-Хюсси), постструктуралистской (Ж. Делез, Ф. Гваттари, М. Фуко) трактовках.Большую роль в исследовании сыграли идеи М.К. Мамардашвили: психологической топологии пути жизни, «заново-рождения», «живой жизни», «утраченного времени», тавтологии, собирания человека через эстезис, у-топос, великодушие и современность и др. Для формирования концептуальной основы работы оказались значимы: идея «второй навигации» (Платон); анализ пространства и времени как форм субъективности, хотя и не в виде жизненного пространства и времени (И. Кант); образ дома (Г. Башляр, Э. Левинас, Б.В. Марков, Г.П. Меньчиков, К. Ясперс), понятие хронотопа, «исторической инверсии» (М.М. Бахтин); анализ Зона и Хроноса (Ж. Делез), идея автопоэзиса-самопроизведения (Ж. Делез, Ф. Гваттари, А. Смирнов); концепция современности, принцип «epimeleia» - «заботы о себе» (М. Фуко), исследование проблем онтологии и метафизики человека (В.Д. Губин), культурно-исторический анализ представлений о пространстве и времени как жизненных формах (Г.Д. Гачев, П.П. Гайденко, Н.Н. Трубников) и др.Жизнь человека немыслимо рассматривать вне ценностных категорий смысла и ценности жизни. Поэтому в ходе работы было необходимо социально-философский, фтософско-антропологический и экзистенциальный аспекты анализа дополнить ценностным подходом. Использование указанных подходов методологически значимо на фоне логико-проблемного метода, связанного с обнаружением основных проблемных узлов жизненного пространства-времени человека, диалектического метода, рассматривающего явления и процессы в их единстве и взаиморазвитии, исторического метода, метода анализа и синтеза, компаративистского метода, основанного на сопоставлении и сравнении философских систем, подходов к проблеме жизненного пространства-времени человека.Основные положения, выносимые на защиту: 1. Социальная ситуация постмодерна, резюмируемая в тезисах конца человека и смерти самого социального, оказывается оторванной от жизненного мира и приводит к одиночеству, «онтологической неуверенности» человека и разрушению связи человека с социальностью и миром в целом. В этой связи данное исследование вырабатывает особую философскую позицию, обращенную непосредственно к жизни человека и к самому человеку как источнику, цели и средству «оживления» социального.2. Человеческое жизненное пространство и время, по сути, есть форма жизни человека - не нейтральная, не абстрактная по отношению к человеку субстанция, но всегда ценностно нагруженная, конкретно-жизненная форма.Жизненное пространство и время связаны с сакральным измерением, неоднородны, не существуют сами по себе, а свободно выстраиваются жизнью человека через событие совместности и современности. Через со-бытие трансцендирования (в ситуации «тавтологии» - совпадения сущности и существования) жизненное пространство-время может выходить в измерение «живой» вечности и бесконечности.3. Жизненный мир является многомерным смысловым единством пространства и времени — он содержит в себе все жизненные экзистенциальные возможности (все возможные пространственно-временные смысловые формы).В жизненном мире можно выделить ядро - центральные, глубинные, интимные «домашние» структуры внутреннего мира человека, для которых характерны архаичное время и закрытое, защищенное внутреннее пространство, существующие по законам души. Этот «домашний» жизненный мир, поддерживая форму человека, не давая ему раствориться в себе, одновременно связывает человека с жизненным миром культуры. Известная метафора дома получает в данном контексте новое определение в качестве социальной антитезы бытийственной бездомности человека.4. Хронотоп как принцип осмысления и описания мира и человека в науке и искусстве представляет собой характерное для мышления классической культуры прямое перспективное видение, мертвое «картинное» представление жизни извне, с абстрактной точки зрения. Однако жизненное пространство-время человека выстраивается по принципу «пойэмы» и поэтому не может быть описано исключительно через понятие «хронотоп».5. Жизненный мир в аспекте анализа пространства и времени представлен в проекции взаимодействия двух планов: плана хронотопического - научного анализирующего, разделяющего, определяющего, разворачивающегося в измерении «мертвой жизни», ставших структур, и плана эон-атопического - целостного, событийного, экзистенциального измерения «живой жизни». Эон-атопический подход способен дать адекватное описание событий социальной и человеческой жизни, которые существуют по особым, неныотоновским законам души и великодушия: им присуще нелинейное течение времени, сосуществование разнородных времен и неоднородное пространство. Два плана жизни - хронотопичный и эоничный - существуют в режиме взаимодополнения и соединяются в жизни человека, определяя форму его самособирания в целое в автопоэзисе.Научно-практическая значимость.Настоящая диссертационная работа раскрывает потенциал темпоральнотопологического подхода в области постановки социально-философских проблем и их исследования. Предлагается новый вариант целостного осмысления феномена жизненного пространства и времени в контексте жизненного установления человека. В ходе проведенного исследования обобщен и систематизирован значительный объем концептуально разрозненных работ в различных областях знаний, посвященных проблеме пространства и времени и жизни человека.Результаты диссертации могут быть использованы при дальнейшей концептуальной разработке проблематики пространства и времени, жизни и человека, жизненного мира, а также при подготовке лекционных курсов и семинаров по социальной философии, философской антропологии, онтологии, культурологии, истории и философии науки, этике и эстетике.Апробация результатов исследования.Основные положения диссертационной работы изложены в 9 публикациях автора (одна - в издании, рекомендованном ВАК).Отдельные теоретические положения и результаты исследования были изложены в выступлениях на итоговых научных конференциях студентов Казанского государственного университета (Казань, 2002-2004 гг.), на Международном научном симпозиуме «Время культурологии», посвященном 75-летию Российского института культурологии (Москва, 23-26 мая 2007 г.).Структура диссертации.Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: 1277
Пароль: 1277
Скачать файл.
Просмотров: 304 | Добавил: Анна44 | Рейтинг: 0.0/0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz