Главная » 2014»Июль»21 » Скачать Значение образной выразительности детских рисунков в проблеме формирования познавательного интереса к изобразительной деятельности бесплатно
06:23
Скачать Значение образной выразительности детских рисунков в проблеме формирования познавательного интереса к изобразительной деятельности бесплатно
Тип: Курсовая работа
Предмет: Психология
Тема: Значение образной выразительности детских рисунков в проблеме формирования познавательного интереса к изобразительной деятельности у младших школьников
Страниц: 28  
Формат: doc  
Содержание
Глава 2. Описание экспериментального исследования и анализ результатов 2.2. Примерное содержание дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста по развитию выразительной функции цвета
Введение
Значение образной выразительности детских рисунков в проблеме формирования познавательного интереса к изобразительной деятельности у младших школьников
Проблема развития познавательного интереса к изобразительной деятельности по-прежнему остается одной из основных проблем обучения изобразительному искусству в современной школе и дошкольных учреждениях.
По мнению известных психологов, педагогов, исследователей в области детского изобразительного творчества (А.В.Бакушинский, Е.И.Игнатьев, А.Алехин и др.), причина “угасания” интереса к занятиям ИЗО находится в несовершенстве методики обучения. Ведь именно детская “неумелость”, как отмечают многие ученые, приводит к отказу от рисования, когда ребенок начинает критически относиться к своим рисункам.
Формирование познавательного интереса к изобразительной деятельности должно осуществляться с учетом особенностей психического развития младшего школьника, его потребностей, эмоций и чувств.
Одним из возможных путей формирования познавательного интереса к рисованию, может осуществляться в процессе обучения детей созданию художественного образа в рисунке.
“Содержание детской психики – мир образов” (А.В.Бакушинский). Именно в графических образах дети могут реализовать свойственное им стремление к выражению своих впечатлений, эмоций и чувств.
Процесс создания художественного образа дошкольниками включает в себя все структурные компоненты познавательного интереса: интеллектуальный, волевой, эмоциональный (Н.Г.Морозова).
Интеллектуальный компонент интереса проявляется в познании объектов и явлений окружающей действительности и отражении их в образной форме. Образы возникают в результате детских реакций на воздействие внешней среды. Ребенок охотно рисует все, что видит вокруг себя (растения, деревья, животных, здания, человека и др.), и одновременно он познает то, что изображает в рисунке. В создании образа взаимодействуют важнейшие познавательные процессы: восприятие, представление, мышление (особенно образное), происходит их развитие. Под руководством педагога ребенок начинает осмысленно воспринимать предметы и явления окружающего мира. Он определяет их цвет, форму, строение, учится сравнивать, сопоставлять, выделять характерные признаки. И чем богаче и полнее будут его восприятия, тем полнее, выразительнее и разнообразнее будут образы в рисунках.
Реализация образов в том или ином материале еще одна ступень познания. Для этого важно овладеть основами изобразительной грамоты. Для того чтобы образ был выразительным, нужно использовать необходимые средства: как с помощью линии, цвета показать мягкость или твердость, движение или покой, радость или горе. Познание выразительных возможностей линии, цвета, композиции и творческое их применение, овладение техникой рисования разнообразными художественными материалами также имеет значение в воплощении образа и способствует развитию интереса к изобразительной деятельности.
Список литературы
1. Аминова С. Природа цвета и цвет Природы. //Дошкольное воспитание, 2002 г., №10
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1999.
4. Григорьева Г. Игровые приемы в руководстве изобразительной деятельностью старших дошкольников. //Дошкольное воспитание. 1991 г., №7.
5. Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М.: Просвещение, 1992. – 143 с.
6. Князева О.Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач // Вопросы психологии 1987, № 4.
7. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 2000. – 416 с.
8. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
9. Лебедева С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации //Вопросы психологии, 1997, №5
10. Мелик-Пашаев А.А. Выражение отношения к изображаемому с помощью цвета // Новые исследования в психологии, 1975. - № 2.
11. Мелик-Пашаев А.А. Выразительная функция цвета в изобразительной деятельности детей // Вопросы психологии, 1975. - № 4.
12. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой. - М., 1991.
13. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. - М., 1981.
14. Мухина В.С. Детская психология. / Под ред. Л.А.Венгера – М.: Просвещение, 1985г.
15. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.
16. Урунтаева Г. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников. //Дошкольное воспитание, 1992 г., №1.
17. Флёрина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М., 1956.
18. Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1972.